Курсы повышения квалификации!

Любой курс повышения квалификации - 1390 рублей! Идет прием заявок на обучение! Продолжительность курсов: 36 часов, 72 часа и 108 часов.

Подробнее о КПК здесь

×
Главная \ Методические разработки \ Дополнительное образование \ Игра на музыкальном инструменте \ Роль педагога на начальном этапе обучения игре на баяне

Роль педагога на начальном этапе обучения игре на баяне

Наименование ОУ
СП ГБОУ СОШ№4-Дом детского творчества г.о. Чапаевск
Должность
педагог дополнительного образования
Город
Чапаевск
Дата создания
02.07.2015
Рейтинг
Оценить
0 голосовать
Описание материала
Просмотров284
Комментарии0
Скачиваний11
Размер файла19.1Кб
Начальная стадия обучения игре на баяне является наиболее важной и ответственной: в этот период закладывается основной фундамент знаний и навыков учащегося. И роль педагога на начальном этапе обучения исключительна велика. Уже на первых уроках он должен ясно и доходчиво объяснять и показать учащемуся то, что составляет основу игры на баяне: посадку, постановку инструмента, постановку рук и пальцев, аппликатурную систему, технику ведения меха, приемы звукоизвлечения. Научить учащегося ежедневно заниматься на баяне, то есть тому, сколько и как надо заниматься , воспитывать в нем добросовестное, вдумчивое и серьезное отношение к работе также входит в задачи педагога. И еще одно условие успешного обучения - постепенное движение от простого к сложному

Предпросмотр страницы №1

Начальная стадия обучения игре на баяне является наиболее важной и ответственной: в этот период закладывается основной фундамент знаний и навыков учащегося. И роль педагога на начальном этапе обучения исключительна велика. Уже на первых уроках он должен ясно и доходчиво объяснять и показать учащемуся то, что составляет основу игры на баяне: посадку, постановку инструмента, постановку рук и пальцев, аппликатурную систему, технику ведения меха, приемы звукоизвлечения. Научить учащегося ежедневно заниматься на баяне, то есть тому, сколько и как надо заниматься , воспитывать в нем добросовестное, вдумчивое и серьезное отношение к работе также входит в задачи педагога. И еще одно условие успешного обучения - постепенное движение от простого к сложному. Посадка исполнителя Учащийся садится на переднюю часть сидения стула, несколько наклоняясь к инструменту. Это посадка сохраняется при исполнении. Когда произведения разучиваются долгое время, можно изменять положения корпуса, ног; сидеть на стуле глубже, а в перерывах – откидываться к его спинке. Чтобы положение корпуса было правильным, сидение стула должно быть немного ниже коленей играющего. Ноги при игре на баяне несколько расставлены. Учащийся должен сидеть ровно, не стучать по полу ногой и не заглядывать на клавиатуру во время игры (последнее усложняет процесс разучивания пьесы, лучше научить ученика смотреть в ноты и играть, слушая себя) В посадке баяниста очень важна внешняя эстетическая сторона. Оптимальной посадкой считается посадка с небольшим поворотом влево. При этом лучше слышна ведущая голосовая часть баяна, мягче воспринимается звучание извлекаемых на левой стороне басов и аккордов. Постановка инструмента При игре гриф правой стороны баяна, в нижней своей части, не упирается углом в правое бедро, а лежит на нем. При сжимании мехов низ угла правой части корпуса баяна (нижний корпусный выступ) прижимается к правой ноге. Такая постановка инструмента позволяет исполнителю делать достаточный размах мехов и, играя не отклоняться влево. Наплечные ремни баяна подгоняются соразмерно корпусу играющего, левый несколько короче, чем правый. Надо следить за тем, чтобы баян нижней своей частью стоял на бедрах баяниста (игра сидя), а не только на ремнях. Два больших наплечных ремня правой стороны баяна дают возможность играть всеми пятью пальцами правой руки. Плечи при игре поднимать не следует. Иногда при разжиме меха баян перемещается влево, а при сжиме – вправо. В этом сказывается недостатки посадки играющего и постановки инструмента. Следует обратить внимание на то, чтобы сокращая мех, учащийся делал нажим левой рукой сверху вниз, сжимая левую часть корпуса инструмента по направлению к правому бедру. Разжимая мех, не следует низко ставить левую ногу, чтобы баян не находился в неудобном положении для игры. Положение правой руки. Кисть правой руки свободно становится на клавиатуру. Все пять пальцев находятся в полусогнутом состоянии, почти параллельно друг другу. Локоть немного отделен от корпуса играющего и выдвинут несколько вперед. Правая рука и запястье сковывает, перенапрягает мышцы, рука быстро устает, снижаются технические возможности баяниста. Также вреден прогиб кисти к клавиатуре. Кисть должна находиться в среднем положении, между крайними точками ее размаха вперед-назад-вниз-вверх. При игре пальцы и кисть высоко поднимать не рекомендуется. Большой палец правой руки иногда ставится на ребро грифа, чтобы создать дополнительную опору для кисти. Опора на большой палец может быть только кратковременной, иначе передвижение руки по грифу заметно ограничивается. Большой палец при таком положении как бы становится осью, вокруг которой вращаются пальцы в направлении вверх-вниз. Этот прием применяется при исполнении следующих один за другим аккордов. Переносить его на другие положения игры не следует, т.к. это ограничивает технические возможности исполнителя. Если во время игры используется четырехпальцевая аппликатура, правая рука в отдельные моменты как бы «отдыхает» на большом пальце. Баянисты привыкают к этому и при переходе к игре по пятипальцевой системе не могут устойчиво владеть кистью. Поэтому целесообразно учиться играть сразу пятью пальцами. Кстати, аккордеонисты не жалуются на «неопорность» правой руки, хотя принципы игры у них те же, что и у баянистов. Баянист должен хорошо представлять себе расположение клавиш и расстояние между ними. Надо разнообразить и чередовать участие в игре пальцев, кисти и всей руки Положение левой руки. Левая рука просовывается под малый ремень с левой внешней стороны корпуса баяна с таким расчетом, чтобы пальцы находились в полусогнутом состоянии над клавиатурой. Не рекомендуется располагать пальцы под острым углом к клавиатуре и ставить их перпендикулярно, т.к. из-за этого приходится делать больше лишних движений. Ладонь левой руки располагается на крышке корпуса баяна и опирается на эту крышку. При разжиме меха запястье в предплечевой части упирается в ремень, но кисть не отводится от крышки. Предплечье, в свою очередь, упирается в задний край крышки. Большой палец левой руки находится на внешней боковой решетке только при игре в малом диапазоне. Как правило, большой палец выходит на ребро левой крышки – выдвигается вперед вместе с другими пальцами левой руки (при маленькой кисти, скачках, сложных положениях). Здесь надо следить, чтобы большой палец не прижимался к указательному, но и не отводился бы слишком далеко. Пальцы на левой клавиатуре свободно лежат на кно Начальная стадия обучения игре на баяне является наиболее важной и ответственной: в этот период закладывается основной фундамент знаний и навыков учащегося. И роль педагога на начальном этапе обучения пках и высоко не поднимаются. 

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:
 

 

Сообщение
Закрыть
Всероссийское профессиональное тестирование!