Курсы повышения квалификации!

Любой курс повышения квалификации - 1390 рублей! Идет прием заявок на обучение! Продолжительность курсов: 36 часов, 72 часа и 108 часов.

Подробнее о КПК здесь

×
Главная \ Методические разработки \ Дополнительное образование \ Игра на музыкальном инструменте \ Коллективное музицирование (ансамбль баянистов-аккордеонистов). Конспект урока.

Коллективное музицирование (ансамбль баянистов-аккордеонистов). Конспект урока.

Наименование ОУ
Школа искусств МБОУ гимназии №44
Должность
Преподаватель
Город
Иваново
Дата создания
05.03.2014
Рейтинг
Оценить
★★★★★
1 голосовать
Описание материала
Просмотров1671
Комментарии0
Скачиваний200
Размер файла55.5Кб
План-конспект открытого урока предмета "Коллективное музицирование" по теме "Работа над исполнением основной мелодической линии в произведении Э.Грига «Утро».

Предпросмотр страницы №1

Конспект открытого урока.

Предмет:Коллективное музицирование -

(ансамбль аккордеонистов-баянистов).

Тема урока:

Работа над исполнением основной мелодической линии в произведении Э. Грига «Утро».

Цели:

1. Обучение учащихся основным навыкам игры в ансамбле.

2. Формирование представления о музыкальном образе и передача его музыкально-выразительными средствами.

3. Воспитание эмоционального восприятия музыки, воспитание чувства коллективизма, ответственности.

Задачи:

Подобрать индивидуальные средства выразительности в прочтении основной мелодической линии.

Построить общий музыкальный план данного произведения.

Отработать синхронность исполнения (вступление, снятие окончаний).

Работа по партиям.

Оборудование:

Музыкальные инструменты: баяны, аккордеоны.

Пюпитры.

Нотный материал - партитура и партии.

Аудиозапись отрывка из оперы М.П. Мусоргского «Хованщина».

Репродукций картин русских художников: И.Шишкин «Туманное утро», В.Фёдоров «Весеннее утро», Л.Бродская «Морозное утро», Ю.Кугач «Морозное утро».


Ход урока.


Работа учителя

Ответы учащихся

Организационный момент. (10-11 мин.)

Вход в класс, приветствие, создание положительной мотивации:

— Сегодня мы продолжаем разучивать произведение Э.Грига «Утро» и тема нашего урока: «Работа над исполнением основной мелодической линии в этой пьесе».

Но для начала мне бы хотелось познакомить вас с другими музыкальными и художественными примерами. Многие художники и композиторы восхищались восходом солнца, началом нового дня. Многие обращались к теме «Утро» в своем творчестве. Но каждый видел его по-своему. У одних оно яркое и солнечное, у других - осеннее, туманное. И в соответствии с увиденным образом композиторы и художники выбирали определённые средства выразительности.

Вот посмотрим несколько примеров репродукций картин русских художников:

И.Шишкин «Туманное утро».

В.Фёдоров «Весеннее утро».

Л.Бродская «Морозное утро».

Ю.Кугач «Морозное утро».

Посмотрите, какие разные краски используют художники для передачи своих впечатлений. Так, например, работы Шишкина и Бродской поражают своеобразием колорита. Так и веет спокойствием, минорностью. А вот Фёдоров и Кугач пользуются совершенно иными средствами выразительности для передачи утреннего настроения. Краски у них яркие и сочные. При взгляде на эти работы мы слышим мажорные интонации, чувствуем прилив сил.

Но даже если мы сравним последние две картины, мы также найдём отличия: у каждого художника своя палитра, свои ощущения образа. А почему? Кто скажет?


— Да, действительно. Каждый из нас индивидуален, воображение каждого неповторимо. Это относится не только к живописи, но и к музыке. Нет двух исполнителей, которые бы сыграли одинаково одну и ту же мелодию. Многие композиторы также любили обращаться к теме «Утро»:

Утро. С.Прокофьева.

Утренняя серенада. Ф.Шуберта.

Пробуждение птиц. Мессиана.

Зимнее утро. Г.Свиридова на стихи А.С.Пушкина и другие.


Но мне бы хотелось познакомить вас с отрывком из оперы «Хованщина» М.П.Мусорского «Рассвет на Москве-реке», тем более что это произведение по своей структуре очень напоминает наше с вами «Утро» Э.Грига. Итак, давайте послушаем:(звучит музыка).

— Я уже сказал, что структура этого произведения очень похожа на построение нашей пьесы «Утро» Э.Грига. А чем же похожи эти отрывки?





— Всегда ли эта тема звучит одинаково?


— А, в чем отличие?








— Совершенно верно! И в нашем произведении тема проводится много раз. Кто-нибудь скажет сколько?

— Тема проходит у разных групп инструментов, как мы слушали с вами на одном из занятий, с различными средствами музыкальной выразительности. Но мы знакомились с произведением в исполнении симфонического оркестра, в распоряжении которого намного больше тембров и красок, чем у нас с вами. И наша задача:

Найти такие средства музыкальной выразительности, чтобы тема каждый раз звучала по-новому.

Построить общий музыкальный план данного произведения.

Добиться синхронности исполнения (вступление, снятие).

— Вот посмотрите на доску, я нарисовал схему произведения.

— Давайте нарисуем руками динамику нашей пьесы. Пожалуйста, встаньте и повторяйте за мной.

Физкультминутка.

— А сейчас возьмём инструменты, правильно сядем и перейдём к работе над пьесой.

Основной этап.(25-27 мин.)

На прошлом уроке вам было дано задание продумать исполнение основной мелодической линии в зависимости от места проведения темы в общем плане произведения.

— Итак, кто первый? Начинает К.Замоскина, как ты чувствуешь эту мелодию?

Работа по партиям:

Фразировка, штрихи.

Выстраивание мелодической цепочки - последовательное исполнение мелодии, её проведение в разных партиях на протяжении всего произведения (без аккомпанемента), (построение общего музыкального образа).

Проигрывание партий аккомпанемента цифры 2 и 3 (без мелодии). Работа над динамикой: cresc, diminuendo, темой побочной партии: фразировка, штрихи.

Физкультминутка:

— Пожалуйста, поставьте инструменты, встаньте со своих мест. Мы сделаем небольшую разминку. (Наклоны туловища, повороты головы и т.д.)

— Пожалуйста, садитесь. Мы с вами выяснили, что основная тема повторяется много раз и часто в основной тональности — E dur. Над индивидуальным исполнением темы мы только что работали. А теперь давайте попробуем сыграть её одновременно, обращая особое внимание на синхронность звучания.

Соединение основной мелодической линии в разных партиях.Одновременное звучание (первые 2 такта в одной тональности)

6. Контрольное проигрывание.

— Ну, что ж попробуем всё соединить. Не забывайте обращаться к схеме произведения.


Итог урока.(7-8 мин.)

— Итак, сегодня мы с вами продолжали работу над произведением Э.Грига «Утро». Работали в партиях, соединяли пьесу целиком. Каждый, исполняя тему, старался по-своему раскрыть замысел композитора.

— Скажите, пожалуйста, чьё исполнение, проведение темы вам больше всего запомнилось?

— Кто из ребят сыграл музыкальнее, эмоциональнее?

— Какую бы оценку вы поставили себе за урок?

— Да, действительно сегодня все работали хорошо и плодотворно. Молодцы! Я тоже поставлю оценки (аргументация оценивания). Но, как вы понимаете, нет предела совершенству. И дома вам надо будет выучить наизусть основную тему, не забывая, в каком месте пьесы она проходит.



— Урок окончен! Спасибо за работу.




























— «Потому что все люди разные!»
















— В обоих произведениях проводится одна и та же тема несколько раз.

— Нет, по-разному.

— Тема звучит у разных инструментов, в разных регистрах, с различной динамикой, темпом.


— Десять!























































Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:
 

 

Сообщение
Закрыть
Всероссийское профессиональное тестирование!