Курсы повышения квалификации!

Любой курс повышения квалификации - 1390 рублей! Идет прием заявок на обучение! Продолжительность курсов: 36 часов, 72 часа и 108 часов.

Подробнее о КПК здесь

×

О преодолении пианистических трудностей в клавирах

Наименование ОУ
ГБОУ СПО СК СКМК им.Сафонова
Должность
концертмейстер
Город
Минеральные Воды
Дата создания
30.03.2014
Рейтинг
Оценить
0 голосовать
Описание материала
Просмотров513
Комментарии0
Скачиваний18
Размер файла21.3Кб
В практике пианистов- аккомпаниаторов постоянно встречаются оперные арии, сцены из опер и другие пьесы, в которых фортепианная партия является переложением оркестровой партии, Этим и объясняется специфика фортепианных партий в клавирах опер: некоторая перегрузка фактуры, множество неудобных, а подчас и вовсе неисполнимых мест.

Предпросмотр страницы №1

О преодолении пианистических трудностей в клавирах

(Советы мастера- Е.Шендерович)

В практике пианистов- аккомпаниаторов постоянно встречаются оперные арии, сцены из опер и другие пьесы, в которых фортепианная партия является переложением оркестровой партии, Этим и объясняется специфика фортепианных партий в клавирах опер: некоторая перегрузка фактуры, множество неудобных, а подчас и вовсе неисполнимых мест. Задачи исполнения фортепианной партии в оперных клавирах во многом отличаются от аналогичных задач аккомпанемента в романсах, где эта партия сочинялась специально для рояля. Такой аккомпанемент создается с учетом особенностей инструмента и обладает более приемлемыми пианистическими качествами: удобством фактуры, регистровыми красками, свойственными роялю, ясными задачами педализации, что облегчает задачу аккомпаниатора. Фортепианная партия клавира является переложением для рояля музыки, написанной для оркестра, т.е. приспособление масштабного многоголосного звучания симфонического оркестра к возможностям одного инструмента- фортепиано. Композиторы в работе над клавиром зачастую не учитывали технических удобств пианиста, перенасыщая фортепианную фактур значительными сложностями, затрудняющими исполнение фортепианной партии клавира. Пианистам приходится «упрощать» эту фактуру, делая ее удобной для исполнения. Конечно, речь идет о рациональном способе изложения, способствующему большей ясности и удобству исполнения. Практика профессиональной деятельности подсказывает, что повседневная работа концертмейстера вокальных классов в музыкальных учебных заведениях вынуждает применять различные способы упрощения клавиров. Достижения многих российских и зарубежных концертмейстеров в исполнении оркестровой музыки на фортепиано могут считаться творческими в прямом значении этого слова. Эти качества приближают пианиста-концертмейстера к дирижеру, что вызывает необходимость обладания и такими качествами, как дирижерская воля, ритмическая и темповая устойчивость, умение «держать» любые оперные ансамбли, «вести» их, диктовать им свой исполнительский замысел. Как же выражены эти возможности в клавире? Как правило, в большей части оперных клавиров наблюдается явная тенденция к усложнению, перенасыщению клавиров всевозможными полифоническими сплетениями, перенесенными из партитуры. Выдающийся советский пианист Дмитрий Благой в своей статье пишет: « Исполнение клавиров оркестровых произведений часто оказывается сопряженным с непосильными трудностями: аккомпаниатору в этих случаях как бы приходится делать еще одну, собственную транскрипцию фортепианного переложения, причем- что особенно важно- с учетом специфических требований к тембральности звучания. Вполне естественно желание аккомпаниатора изменить неудобные места в клавирах, приспособить их для своих рук и сделать доступными для исполнения». Е.Б.Брюхачева (автор аранжировок трудноисполнимых мест оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин») писала, что «пианистичность изложения является принципиально необходимым качеством для всякого произведения, предназначенного к исполнению на фортепиано». А.А.Люблинский в статье «Теория и практика аккомпанемента», подтверждая необходимость критического подхода к клавирному изложению, считал упрощения в оркестровых клавирах не только допустимыми, но подчас и необходимыми. Например, клавиры опер П.Чайковского являются примером очень густой и насыщенной фактуры. В таких случаях значительные облегчения сделать невозможно-возникнет опасность лишить эту музыку свойственной ей сочности, глубины и полифоничности. Здесь требуется более внимательное отношение к задачам облегчения трудных мест, иногда возникает необходимость сочинения новых вариантов переложения, записи на бумагу возможного варианта и выучивание данного отрывка. Но существует и другой тип клавиров, как, например, опер Россини Моцарта и им подобных, не столь насыщенных по фактуре. Прозрачная оркестровка в этих операх выразилась в клавирах в некоторой упрощенности фактуры. Однако при воплощении оркестровой партитуры на фортепиано использование сольного фортепианного стиля данной эпохи не всегда бывает убедительным. К тому же многие издания клавиров значительно отличаются друг от друга, что подтверждает необходимость критического подхода к переложениям. Если обратиться к клавирам опер Верди, то легко заметить, что стиль изложения значительно обогатился и, таким образом, отразил как развитие техники оркестровки, так и возросшее искусство переложения. Естественно, возросли и трудности. Еще более они возрастают в операх Вагнера, Пуччини, Штрауса и других. Аналогичная картина наблюдается в операх русских композиторов. От прозрачной фактуры Глинки и Даргомыжского процесс усложнения проходит через оперы Римского-Корсакова и Бородина к операм Мусоргского, Чайковского и Рахманинова. Каким же образом переделывать трудные места клавиров? Долголетняя практика работы оперных концертмейстеров привела к поискам наиболее удобных приемов исполнения оперных клавиров и накопила их. Обобщая многочисленные варианты переложений, можно свести их к двум основным принципам: 1. Небольшим изменениям в плане иного распределения фактуры между руками; 2. Переложениям, значительно изменяющим фактуру клавира, т.е. практически новое изложение трудных мест.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:
 

 

Сообщение
Закрыть
Всероссийское профессиональное тестирование!