Курсы повышения квалификации!

Любой курс повышения квалификации - 1390 рублей! Идет прием заявок на обучение! Продолжительность курсов: 36 часов, 72 часа и 108 часов.

Подробнее о КПК здесь

×

Обучение подбиранию мелодии и аккомпанемента.

Наименование ОУ
ШИ № 2
Должность
учитель по фортепиано, концертмейстер
Город
Караганда
Дата создания
05.05.2014
Рейтинг
Оценить
★★★★★
1 голосовать
Описание материала
Просмотров537
Комментарии0
Скачиваний58
Размер файла15.48Кб
Развитие слуха связано с индивидуальными особенностями способностей ученика и часто занимает длительное время, но регулярная работа по подбиранию мелодий и аккомпанемента может быть средством развития слуха и моторики. Одной из главных задач при обучении навыкам игры по слуху является формирование внутреннего слуха.

Предпросмотр страницы №1

Обучение подбиранию мелодии и аккомпанемента.

 

Развитие слуха связано с индивидуальными особенностями способностей ученика и часто занимает длительное время, но регулярная работа по подбиранию мелодий и аккомпанемента может быть средством развития слуха и моторики. Одной из главных задач при обучении навыкам игры по слуху является формирование внутреннего слуха. В донотный период особенности конструкции фортепиано (готовый строй, наличие черных и белых клавиш) позволяют легко играть по зрительным ориентирам. Обучение без нот по слуху очень полезно. Я.Достал советовал «Не начинать игру по нотам прежде, чем музыкальные представления ученика будут развиты, хотя бы до такой степени , при которой он может нажатием клавиши ощущать как внешнее выражение своего музыкального представления». В настоящее время вновь усилилась внимание к обучению без нот по слуху и «с рук». На этих методах построен донотный период по методике Т.Смирновой. Идеальной последовательностью действий при игре является «слышу – играю». Процесс освоения нотного письма должен проходить так медленно, чтобы ученик успел запечатлеть в памяти связь между звуком клавишей и записанной нотой. Все упражнения на фортепиано сопровождаются пением.

Процесс развития навыка игры по слуху можно разделить на три этапа.

Первый этап заключается в освоении клавиатуры без нот. Обычно он занимает несколько месяцев в самом начале обучения ребенка (донотный период). Идеальной последовательностью действий при игре является "слышу - играю", что было названо К.А. Мартинсеном  комплексом "вундеркинда". Эти принципы сохраняют свою актуальность и сегодня. Особенно важно учитывать это условие при обучении детей, не обладающих яркими музыкальными данными. Процесс освоения нотной грамоты должен проходить так медленно, чтобы ученик успел запечатлеть в памяти связь между звуком, клавишей и записанной нотой. Сначала можно попеть мелодическую попевку, например, «У кота - воркота»  и показать рукой движение мелодии вверх и вниз, звуки подряд и возвратиться  на исходный тон. Далее ученик повторяет попевку за педагогом на клавиатуре, постепенно подбирая эту попевку от разных клавиш.

Одним из интересных приемов обучения подбиранию является выучивание пьесы наизусть без опоры на пальцевую память, а "методом подбора" следующим образом: играем первую одноголосную фразу, затем ее подбираем, потом играем следующую фразу и подбираем. Если не получилось – не берем сразу ноты, а поем мелодию, ищем её на клавиатуре.

Вторым этапом формирования навыка подбора по слуху может быть транспонирование мелодии, басов и целостной фактуры. Для реализации этого метода необходимо выполнять некоторые условия. Желательно начать эту работу как можно раньше и вести её интенсивно, на доступном материале. Уже в процессе игры в мелодическое эхо можно начинать транспонировать те мелодии, которые ученик повторяет. Транспонирование очень развивает музыкальный слух,  память (как звуковысотную, так и ритмическую), мышление, дает хорошее ощущение клавиатуры. Мы занимаемся транспонированием одновременно с подбором. Например, можно разучить попевку «Два кота», наиграть мелодию на двух звуках и задать вопросы ученику: на скольких звуках построена мелодия? Как они располагаются по отношению друг к другу? Далее ребенок простукивает ритмический рисунок и поет мелодию. Подбирать эту попевку от разных звуков, определяя и знакомясь с интервалом «терция». Дать ученику установку: я буду называть звук, а ты быстро построй терцию вверх, затем вниз и от черных клавиш, таким образом, знакомимся и с другими интервалами. Для того чтобы ребенок хорошо запомнил интервалы на слух, можно учить их с помощью знакомых мелодий, песен, ассоциаций из окружающего мира. Например, кукование кукушки - интервал (терция), песня «В лесу родилась елочка» начинается с интервала (секста) и т.д. В учебном пособии «Пианист – фантазер» раздел «Подбирай мелодии (пьесы)» наиболее полно проработан и является отличным методическим материалом для развития слухо – моторных связей.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:
 

 

Сообщение
Закрыть
Всероссийское профессиональное тестирование!