Курсы повышения квалификации!

Любой курс повышения квалификации - 1390 рублей! Идет прием заявок на обучение! Продолжительность курсов: 36 часов, 72 часа и 108 часов.

Подробнее о КПК здесь

×
Главная \ Методические разработки \ Дополнительное образование \ Музыка \ Важнейшие аспекты концертмейстерского искусства

Важнейшие аспекты концертмейстерского искусства

Наименование ОУ
МБОУ ДОД ДШИ № 7
Должность
концертмейстер
Город
г. Курск
Дата создания
29.01.2015
Рейтинг
Оценить
0 голосовать
Описание материала
Просмотров966
Комментарии0
Скачиваний25
Размер файла47.73Кб
Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и художественно-педагогической коррекции ансамбля с певцами или исполнителями-инструменталистами, является удачным примером универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога. Сейчас профессия концертмейстера и аккомпаниатора является самой распространенной среди пианистов. Концертмейстер нужен и в классе по всем специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы.
Со временем исторически объективные процессы обусловили тенденцию узкой специализации (в средних и высших музыкальных заведениях открылись классы концертмейстерского мастерства), что во многом сказалось на разделении сольной и ансамблевой деятельности пианистов. Появилась возможность достичь впечатляющих результатов не только в сольном, но и в ансамблевом, в частности, аккомпаниаторском искусстве. Доказательство тому – выдающаяся практика замечательных пианистов-концертмейстеров М. Бихтера, С. Давыдовой, А. Ерохина, В. Ямпольского, Е. Шендеровича, В. Чачавы и др.
Цель работы – изучить и обобщить имеющиеся психолого-педагогические труды, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
• изучить учебно-методическую литературу по данному вопросу;
• описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера;
• выявить наиболее перспективные приемы и рекомендации для практической реализации изучаемого вопроса.
Методом исследования в данной работе стали изучение и анализ существующих публикаций по проблемам творческой и педагогической деятельности концертмейстера, а также наблюдения за практической работой концертмейстеров и обобщение собственного многолетнего опыта работы в качестве концертмейстера.
Методологической основой работы послужили труды: Н. Крючкова, А. Люблинского, Е. Шендеровича, Дж. Мура и др.
Практическое значение методической разработки состоит в том, что начинающие концертмейстеры найдут в ней много полезной информации и для применения их в своей профессиональной деятельности.

Предпросмотр страницы №1

16


Управление культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 7»












Методическая разработка


Тема: «Важнейшие аспекты концертмейстерского искусства»









Выполнена

концертмейстером

Булатовой Н. Г.







Рассмотрена на заседании

методического совета школы

«24» августа 2012 г.








КУРСК 2012

СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………3


Глава 1. Содержание и структура деятельности концертмейстера



1.1.Основные функции работы концертмейстера……………..5


1.2. Способности, умения и навыки, необходимые концертмейстеру в профессиональной деятельности……………………………………….7 



Глава 2. Характеристика компонентов, входящих в комплекс

профессионально значимых умений и навыков концертмейстера



2.1. Чтение с листа………………………………………………10


2.2 Транспонирование ………………………………………….12



Заключение………………………………………………………………15


Литература ………………………………………………………….........16

















Введение


Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине XIX века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д. Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с все большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями. Понятие «концертмейстерское искусство» может относиться к исполнителям на различных инструментах (баян, гитара), если в процессе работы необходимо решать и педагогические, и ансамблево-исполнительские задачи. Следует напомнить, что первоначально концертмейстерами именовались скрипачи в симфоническом оркестре, возглавлявшие струнную группу и отвечающие за качество её звучания. Эта традиция сохранилась до настоящего времени. Аналогичная должность имеется и в оркестре народных инструментов. Применительно к деятельности музыканта-пианиста, концертмейстерство – одна из самых распространённых и востребованных профессий. Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и художественно-педагогической коррекции ансамбля с певцами или исполнителями-инструменталистами, является удачным примером универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога. Сейчас профессия концертмейстера и аккомпаниатора является самой распространенной среди пианистов. Концертмейстер нужен и в классе по всем специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. Г. Коган справедливо замечает: «Солисты постоянно участвуют в ансамблях, а иные концертирующие пианисты выступают порой и в роли аккомпаниаторов певцам; с другой стороны, среди исполнителей «подчиненного» плана (аккомпаниаторов, оркестрантов) встречаются большие артисты, накладывающие заметную печать на все исполнение в целом. Бывает и так, что талантливый художник-аккомпаниатор становится равноправным партнером солиста. А иной раз даже направляет интерпретацию последнего» [6; 16 -17].

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:
 

 

Сообщение
Закрыть
Всероссийское профессиональное тестирование!