Внимание акция! Только до 31 мая!

Любой курс повышения квалификации - 1190 рублей! Идет прием заявок на обучение! Продолжительность курсов: 36 часов, 72 часа и 108 часов.

Подробнее о КПК здесь

×
Главная \ Методические разработки \ Дополнительное образование \ Музыка \ Детская музыкальная одаренность в условиях дополнительного образования в школе

Детская музыкальная одаренность в условиях дополнительного образования в школе

Наименование ОУ
МБОУ НШ № 30,
Должность
педагог дополнительного образования
Город
г. Сургут
Дата создания
19.02.2016
Рейтинг
Оценить
0 голосовать
Описание материала
Просмотров225
Комментарии0
Скачиваний8
Размер файла20.7Кб
В своей практической деятельности руководитель хора часто сталкивается с понятием одаренности детей. Существуют вопросы, над которыми задумывается каждый педагог, который занимается с детьми каким-либо видом искусства. Например, я задаю себе вопрос, в чем проявляется художественно-творческая одаренность ребенка? Как построить обучение, чтобы плодом его стало успешное развитие одаренности. На практике мы, сами того не подозревая, то и дело сталкиваемся с проблемой, главная трудность которой состоит в ее невидимости. Имеются в виду те далеко не редкие случаи, когда одаренность, присущая ребенку, не проявляется в успешной деятельности и остается скрытой, как бы не существующей ни для педагогов, ни для самого ребенка. Между тем закономерность развития, и индивидуальная судьба ребенка, возможно, и требуют актуализации этого художественного потенциала. Невидимая драма может так и не выйти на свет, не получить положительного разрешения, и невольная вина за это ляжет на педагога. Если бы все дело было в интуиции и опыте учителя, в индивидуальных «порогах чувствительности» к детской одаренности, не имела бы смысла рассуждать на эту тему и пытаться давать какие-либо рекомендации. Но большую роль играют также те критерии, которыми педагог пользуется в своей работе, установки, с которыми он подходит к художественному творчеству детей, да и к самим детям. А об этом уже можно вести разговор – конечно, осторожный и предварительный, поскольку сама проблема скрытой художественной одаренности пока практически не разработана.

Предпросмотр страницы №1

Детская музыкальная одаренность в условиях дополнительного образования в школе

Панайотова В.И.,

педагог дополнительного образования

МБОУ НШ № 30, г.Сургут


В своей практической деятельности руководитель хора часто сталкивается с понятием одаренности детей. Существуют вопросы, над которыми задумывается каждый педагог, который занимается с детьми каким-либо видом искусства. Например, я задаю себе вопрос, в чем проявляется художественно-творческая одаренность ребенка? Как построить обучение, чтобы плодом его стало успешное развитие одаренности. На практике мы, сами того не подозревая, то и дело сталкиваемся с проблемой, главная трудность которой состоит в ее невидимости. Имеются в виду те далеко не редкие случаи, когда одаренность, присущая ребенку, не проявляется в успешной деятельности и остается скрытой, как бы не существующей ни для педагогов, ни для самого ребенка. Между тем закономерность развития, и индивидуальная судьба ребенка, возможно, и требуют актуализации этого художественного потенциала. Невидимая драма может так и не выйти на свет, не получить положительного разрешения, и невольная вина за это ляжет на педагога. Если бы все дело было в интуиции и опыте учителя, в индивидуальных «порогах чувствительности» к детской одаренности, не имела бы смысла рассуждать на эту тему и пытаться давать какие-либо рекомендации. Но большую роль играют также те критерии, которыми педагог пользуется в своей работе, установки, с которыми он подходит к художественному творчеству детей, да и к самим детям. А об этом уже можно вести разговор – конечно, осторожный и предварительный, поскольку сама проблема скрытой художественной одаренности пока практически не разработана.

Как уже было отмечено выше, проблема имеет возрастной и индивидуальный аспекты. Первый в большой степени относится к прошлому педагогики, хотя не потерял актуальности и в наше время. Второй еще не стал предметом рассмотрения, во всяком случае, с той точки зрения, которая представлена ниже. Я хочу начать с рассмотрения первого аспекта. В чем состоял подход к ребенку, господствовавший еще в прошлом веке и далеко не изжитый по сей день? Ребенок – это маленький, несовершенный, недоразвившийся взрослый, который еще не знает, не может, не умеет того, что взрослые люди. Как сказано в старинном трактате о воспитании, «лишь время может исцелить от детства и юности, – возрастов поистине несовершенных во всем».

Но все же мне хочется понять, что при такой установке могло привлечь внимание к художественному творчеству ребенка? Только те случаи, когда он рано и успешно учился и осваивал образцы и способы деятельности взрослых в том или другом виде искусства. Таких детей считали, часто не без оснований, одаренными и готовили к профессиональной деятельности музыканта или живописца, актера или архитектора, им уделялось особое внимание. Собственно детская одаренность как возрастное явление была в этих условиях словно скрыта шапкой-невидимкой. Ребенок таит в себе полноту потенциальных возможностей, которые мы утрачиваем, когда, взрослея, развиваем одни свои способное за счет других и невольно ограничиваем себя собственными достижениями. Вот здесь , по моему мнению и должна произойти смена установок. Педагогу нужно увидеть и оценить выразительность детского художественного творчества, которая роднит его с большим искусством. Теперь в ребенке (не в особо одаренном ребенке, а в ребенке как представителе возрастной категории) стали видеть художника (не будущего художника, а уже сейчас способного многому научить настоящих мастеров). Во взрослом искусстве начали ценить то, чем оно похоже на детское. Создаются и входят в практику школы педагогические систем мы, учитывающие специфику детской художественной одаренности и помогающие ее развитию. Сейчас в детских садах появляются курсы общего художественного развития для детей 6 – 7 лет, который предлагают бы обучение по отдельным предметам и развивает в ребенке именно то главное, чем он похож на художника. Стоит педагогу, не воспитавшему в себе чуткости к «детской художественности», начать оглядываться на «взрослые» образцы в содержательном и техническом отношении – и возрастная одаренность детей тотчас скроется под шапкой-невидимкой. Но рождается вопрос: если потенциально одарены едва ли не все дети младшего возраста, не исчезает ли сама проблема индивидуальной одаренности? Нет, не исчезает, но выступает порой в несколько неожиданной, форме. Ясно, что лишь немногие люди родились, чтобы реализовать себя, свою творческую индивидуальность именно в искусстве. Н остальных случаях, оказав благотворное влияние на развитие личности ребенка, волна возрастной одаренности с возрастом и уйдет.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:
 

 

Сообщение
Закрыть
Всероссийское профессиональное тестирование!