Курсы повышения квалификации!

Любой курс повышения квалификации - 1390 рублей! Идет прием заявок на обучение! Продолжительность курсов: 36 часов, 72 часа и 108 часов.

Подробнее о КПК здесь

×

Органный пункт

Наименование ОУ
МБУ ДО "Череповецкая районная школа искусств"
ФИО автора
Должность
преподаватель
Город
г.Череповец
Дата создания
13.06.2017
Файл материала
Рейтинг
Оценить
0 голосовать
Описание материала
Просмотров80
Комментарии0
Скачиваний4
Размер файла37Кб
статья о таком явлении в гармонии, как органный пункт.

Предпросмотр страницы №1

Дитина Ольга Сергеевна

МБУ ДО «Череповецкая районная школа искусств»



Органный пункт


Органный пункт (Орг.п.) называется выдержанный или повторяемый звук, на фоне которого идет гармоническое развитие.

Орг.п. занимает промежуточное положение между аккордовыми и неаккордовыми звуками. В качестве аккордового он, находясь в басу, далеко не всегда выполняет роль основания аккорда, а в качестве неаккордового – вступает в противоречие с гармонией, образуемой верхними голосами. Но возможен орг.п. без функционального противоречия. Однако, если обычные неаккордовые звуки имеют мелодическую природу и в наибольшей мере связаны с голосоведением. Орг.п. играет значительную роль в функциональном развитии, сообщая не отдельными аккордами, а целым построениям, определенный функциональный смысл или характерную окраску.

Кроме своего обычного положения в басу, орг.п. может быть в верхнем или средних голосах при этом называется выдержанным звуком, выдержанным голосом.

Значение органного пункта для гармонии очень важно в связи с тем, что его появление дало начало многоголосному звучанию.

Существует несколько версий появления орг.п.:

1. в эпоху органума были произведения, где на фоне одного выдержанного звука происходило движение в другом голосе.

2. в народной музыке – пение в сопровождении волынки. Ее протянутый звук также напоминает орг.п.

3. происхождение термина связано с органом, который позволяет длительно выдерживать звуки.

Иное название орг.п. – педаль.


Выразительные возможности орг.п. 1. выразительность связана с гармонической напряженностью.

2. орг.п. обогащает гармоническую вертикаль.

3. орг.п. приводит к расслоению в фактуре.

4. функциональное несовпадение выдержанного звука и всех других голосов.

5. орг.п. представляет собой усиление функций выдержанного звука и распространение его на большое построение.

6. необходимость в орг.п. возникает тогда, когда требуется длительно подчеркнуть звучание какой-либо функции.


Виды: • по функциям (на Т и на D).

•по положению в фактуре: в басу, в сопрано, в средних голосах.

•по местоположению в форме: начальные, серединные, предыктовые, заключительные.

•по фактурному изложению: выдержанный звук, фигурированный орг.п.

•по количеству голосов: одинарный, двойной, тройной.

•по функциональному значению: динамическое значение, фоновый.

•по масштабу: большого масштаба, эпизодические орг.п.


орг.п. на Т. вводится на сильной доле Т53. на фоне Т орг.п. могут появляться все аккорды диатоники, М-м, отклонения. Назначение Т орг.п. – содействовать утверждению тонической устойчивости. Вносит ощущение статичности. Используется там, где уместно длительное звучание Т. характерен для конца произведения или конца части.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:
 

 

Сообщение
Закрыть
Всероссийское профессиональное тестирование!