Курсы повышения квалификации!

Любой курс повышения квалификации - 1390 рублей! Идет прием заявок на обучение! Продолжительность курсов: 36 часов, 72 часа и 108 часов.

Подробнее о КПК здесь

×

"Непобедимые ритмы"

Наименование ОУ
МУ ДО "Детская школа искусств"
Должность
преподаватель
Город
пгт.Междуреченский Тюменская область ХМАО-Югра
Дата создания
01.08.2017
Файл материала
Рейтинг
Оценить
0 голосовать
Описание материала
Просмотров80
Комментарии0
Скачиваний5
Размер файла17.62Кб
О музыкальности стихов Марины Цветаевой.

Предпросмотр страницы №1

Методическая разработка

«Непобедимые ритмы»

выполнила преподаватель МУ ДО «Детская школа искусств» пгт.Междуреченский

Рукавишникова Наталья Юрьевна


Разговоры о музыкальности стихов – общая фраза.

Хорошие стихи – всегда музыкальны, если принять последнее

определение как вспомогательную метафору. А о плохих –

и речи нет. Но даже в первоклассном ряду у цветаевской поэзии

особое место. По отношении к ней все эти обозначения,

одолженные у музыки, - тональность, тембр, ритм,

полифония – обретают почти прямой свой смысл.


Теперь это ясно, как простая гамма. Однако единомышленники и по свежим следам угадывали в строках Марины Цветаевой крылатую мелодию. О сборнике «Разлука» Андрей Белый писал в 1922 году: «Я весь вечер читаю – почти вслух, и – почти распеваю. Давно я не имел такого эстетического наслаждения. А в отношении к мелодике стиха, столь нужной после расхлябанности Москвичей и мертвенности Акмеистов, ваша книга первая. Пишу – и спрашиваю себя, не переоцениваю ли я свое впечатление? Не приснилась ли мне Мелодия? И - нет, нет; я с большой скукою развертываю все новые книги стихов».

Через четыре десятилетия апостола русского символизма поддержал Павел Антокольский, давний знакомец Цветаевых, пронесший память о прошлом сквозь потери времени: «Любовь счастливая и несчастная, разделенная и отвергнутая, мимолетная и пожизненная, целомудренная и страстная, разлука, ревность, отчаяние, надежда - вся хроматическая гамма любовных взаимоотношений присутствует в книге. Все отразило ее чистое зеркало, обо всем пропело это чистое сопрано. Термин вокала привлечен сюда не случайно. Может быть, иной композитор и побоится сложных синтаксических ходов Марины Цветаевой, ее напряженного словаря, но его боязнь напрасна. Потому что эта любовная лирика прежде всего музыкальна, одна из самых музыкальных в русской поэзии».

Кажется, она и сама готова была согласиться со словами Бальмонта: «Ты требуешь от стихов того что может дать – только музыка!» Во всяком случае, статья Цветаевой «Поэт о критике» содержит и такое авторское признание-требование: «Стих только тогда убедителен, когда проверен математический (или музыкальный, что тоже) формулой. Проверять буду не я».

Как страстное пенье сквозь косное зданье…

Марина Цветаева

Оставленное ею наследство - стихи, драмы, проза, письма - содержит в высшей степени откровенные признания, автохарактеристики. С упорной последовательностью она настаивает на слуховом происхождении своих поэтических представлений. Еще в 1919 году, предпринимая очередную попытку творческого самоанализа, Цветаева фиксирует процесс рождения стихов: «Я не думаю, я слушаю. Потом ищу точного воплощения в слове. Получается ледяная броня формулы, под которой – только сердце».

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:
 

 

Сообщение
Закрыть
Всероссийское профессиональное тестирование!