Курсы повышения квалификации!

Любой курс повышения квалификации - 1390 рублей! Идет прием заявок на обучение! Продолжительность курсов: 36 часов, 72 часа и 108 часов.

Подробнее о КПК здесь

×

"Что есть музыка?.."

Наименование ОУ
МУ ДО "Детская школа искусств"
Должность
преподаватель
Город
пгт.Междуреченский, Тюменская область, ХМАО-Югра
Дата создания
30.10.2017
Файл материала
Рейтинг
Оценить
0 голосовать
Описание материала
Просмотров58
Комментарии0
Скачиваний0
Размер файла19.39Кб
«Музыка есть афронт. Смыслу здравому»,- о силе музыки в поэме М.Цветаевой "Крысолов".

Предпросмотр страницы №1

Методическая разработка

«Что есть музыка?..»


Певец, любимый повсеместно,

Я крысолов весьма известный,

И в этом городе с моим

Искусством впрямь необходимым.

Хоть крыс тут водится – дай боже,

Да и хорьков как будто тоже, -

Мне стоит только заиграть,

И вам их больше не видать.

И.-В. Гёте


«Крысолов» - поэма, далекая от фольклорной «Царь-девицы». Но героем снова выбран музыкант. Гусляра сменил флейтист. Почему Цветаева остановила внимание именно на этом инструменте? Разумеется, такое условие, прежде всего, диктовала избранная тема. Вслед за Гёте, Гейне, Браунингом она обратилась к средневековой легенде о бродячем музыканте, спасшем город Гаммельн от крыс и потом безжалостно отомстившем бюргерам за их неблагодарность. Однако флейта и сама по себе издавна влекла поэтическое воображение Цветаевой. Вот флейтовые блики появляются в уютной лирике шестнадцатого года:

…Я бы хотела жить с Вами

В маленьком городе,

Где вечные сумерки

И вечные колокола.

И в маленькой деревенской гостинице –

Тонкий звон

Старинных часов – как капельки времени.

Иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды –

Флейта,

И сам флейтист в окне.

И большие тюльпаны на окнах.

И, может быть, вы бы даже меня не любили…


А через два года Цветаева, пусть неясно, но, кажется, уже различает сквозь магический кристалл даль свободной своей поэмы.

На смех и на зло:

Здравому смыслу,

Ясному солнцу,

Белому снегу –

Я полюбила:

Мутную полночь,

Льстивую флейту,

Праздные мысли.


Так что еще тогда, в 1918 году, за семь лет до «Крысолова», льстивая флейта противостояла для Цветаевой – здравому смыслу. Но ведь это основной мотив поэмы. Зачем же только предполагать, что Крысолов – сама Цветаева? Ведь на этот счет есть и ее собственное признание, сделанное даже загодя. В первом письме ее «Флорентийских ночей» можно прочесть: «Чтобы немного посмеяться: если Вы источникослов, то я Крысолов из немецкой сказки, который уводит своей флейтой крыс и детей – а может и родники тоже?» Если требуется еще одно доказательство, то можно вспомнить и четверостишие из «Крысолова», которое, конечно, подразумевает как героя поэмы, так и ее автора:

Вам – миродержствовать, нам – родить:

Здесь близнецы, там тройня.

Но музыканту счастливым быть

Попросту непристойно!


Естественно, антитеза: флейта – здравый смысл – лишь образное «прикрытие» пропастного противостояния духовности – и обывательщины, искусства – и мещанства, личности – и стадности, тайной свободы – и мира мер, в котором Цветаева никогда не могла найти себе места. Мера для гаммельнцев – норма, закон, священный клич. Мера для Цветаевой – смерть, тупик, конец искусства. Это противостояние декларируется в поэме сразу, в главе первой, в «Оде пуговице» - символ вполне прозрачный.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:
 

 

Сообщение
Закрыть
Всероссийское профессиональное тестирование!