Внимание акция! Только до 31 мая!

Любой курс повышения квалификации - 1190 рублей! Идет прием заявок на обучение! Продолжительность курсов: 36 часов, 72 часа и 108 часов.

Подробнее о КПК здесь

×
Главная \ Методические разработки \ Дополнительное образование \ Музыка \ Исполнительский анализ цикла «Крейслериана» Р.Шумана: тематические контрасты, тональный план, форма

Исполнительский анализ цикла «Крейслериана» Р.Шумана: тематические контрасты, тональный план, форма

Должность
Концертмейстер
Город
г. Санкт-Петербург
Дата создания
30.11.2014
Рейтинг
Оценить
★★★★★
1 голосовать
Описание материала
Просмотров2825
Комментарии0
Скачиваний189
Размер файла20.85Кб
В данной работе освещается многоплановый подход к анализу различных составляющих цикла «Крейслериана» Роберта Шумана. Большой интерес представляет затронутая тема присутствия в музыке двух главенствующих образов, которые лейтмотивом проходят через весь цикл.

Предпросмотр страницы №1

Халилулин Роман Рушанович

ГБОУ ДОД Центр Внешкольной работы Центрального района

Концертмейстер





Исполнительский анализ цикла «Крейслериана» Р.Шумана: тематические контрасты, тональный план, форма



О тематических контрастах.


В каждом номере «Крейслерианы» постоянно происходят смены образов и характеристик. Необычайно широк диапазон красок, темповых, тематических и динамических варьирований. Так в первом номере, бушующая всепоглощающая ловина шестнадцатых в правой руке, в которой благодаря переплетению интонаций кроется тематический материал; запаздывающий на пол такта октавный бас в левой руке, благодаря которому создается еще большее напряжение, зыбкость, непредсказуемость, сменяются средним эпизодом: мечтательным, дающем надежду, просветленным. Эпизод написан преимущественно в среднем диапазоне клавиатуры, что также придает контраст с начальным материалом. ИнтонацииB-Dur`ного эпизода становятся нисходящими, в то время как интонации начального эпизода имели восходящее ямбическое движение. Динамическая градация, не выходящая за пределы piano и схожее движение триольными шестнадцатами видоизменяет, просветляет тему. Таким образом средний эпизод наследует моторность движения, секундовые интонации, но их характер совершенно преображается. Такие изменения свидетельсвуют о необычайном таланте Шумана перевоплощать интонации и характеристики тем.Словно листая перемешанные между собой рукописи происходит возвращение первоначального материала. Так описанный самим Гофманом эффект первого появления Крейслера, («Послышались мелодии, бурно сменявшие одна другую и связанные самыми причудливыми модуляциями, самой необычной чередой аккордов»)1, достаточно явно дает характеристику первым тактам «Крейслерианы». Шуман аналогичным образом излагает музыкальный материал, эффектно подчеркивая динамичность и живость первой фантазии, ее необузданную энергию и устремленность. Это образ всепоглощающих идей композитора и его саратников. В музыке слышна предельная концентрация душевных сил, протест, желание открывать новые грани жизни, стремление к духовному обогощению, творческому процессу, развитию личности. Образ Флорестана – пылкого, знергичного, необычайно живого, непокорного и дерзкого, является одной стороной личности самого Шумана, сменяется образом Эвсебия – мягкого, тонкого, мечтательного персонажа. Здесь также возникает параллель последнего номера «Крейслерианы» и еще одного абзаца новеллы: «Но вдруг, не известно, как и почему, он исчез...люди видели, как он... весело напевая вприпрыжку бежал за городские ворота». Также исчезает в пугающую тишину мотив последней пьесы. Изложенные в левой руке гармонический ход баса с зедержаниями каждый раз разных звуков, сложностью метро-ритма, в результате которого происходит постоянная смена точек соприкосновения правой и левой руки, создает «прихрамывающий» образ. Литературная подсказка Гофмана в данном может оказаться существенной поддержкой для исполнителя.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:
 

 

Сообщение
Закрыть
Всероссийское профессиональное тестирование!