Курсы повышения квалификации!

Любой курс повышения квалификации - 1390 рублей! Идет прием заявок на обучение! Продолжительность курсов: 36 часов, 72 часа и 108 часов.

Подробнее о КПК здесь

×
Главная \ Методические разработки \ Дополнительное образование \ Обобщение опыта \ "Технология организации дидактических игр как средство развития творческих способностей у учащихся на занятиях декоративно-прикладным творчеством".

"Технология организации дидактических игр как средство развития творческих способностей у учащихся на занятиях декоративно-прикладным творчеством".

Наименование ОУ
МБУ ДО ДЮЦ "центр туризма и краеведения"
Должность
педагог дополнительного образования
Город
город Выкса Нижегородской области
Дата создания
15.02.2017
Файл материала
Рейтинг
Оценить
0 голосовать
Описание материала
Просмотров176
Комментарии0
Скачиваний9
Размер файла18.82Кб
В методической разработке представлен опыт работы педагога дополнительного образования в объединении декоративно-прикладной направленности: применения дидактических игр на занятиях и мониторинговая уровневая система аттестации обучающихся.

Предпросмотр страницы №1

Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Центр туризма и краеведения»















Методическая разработка по теме:

"Технология организации дидактических игр как средство развития творческих способностей у учащихся на занятиях декоративно-прикладным творчеством".















Автор-составитель:

Сергеева Елена Евгеньевна,

педагог дополнительного образования













Методическая разработка "Технология организации дидактических игр как средство развития творческих способностей у учащихся на занятиях декоративно-прикладным творчеством".

В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали многие ученые. Современные ученые склоняются ко мнению, что на сегодняшний день нужны игры нового типа: проблемные, развивающие, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и требующие создания особой побуждающей к творчеству среды. Проанализировав различные точки зрения на данный вопрос, можно сделать вывод, что обязательными компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление. Дидактическая игра на занятии должна обеспечивать взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Я неоднократно уделяла внимание данной проблеме, поскольку считаю её актуальной. При этом обращение к дидактической игре как показателю уровня сформированности знаний и их применения через решение учебной задачи вызвано противоречием. Оно связано с необходимостью регулирования поведения, взаимоотношений и корректировки уровневой подготовки детей на занятиях декоративно-прикладным творчеством внутри группы, с одной стороны, и обязательностью соблюдения основополагающего принципа организации дидактической игры - непреднамеренного обучения, с другой. В трактовке А.Н. Леонтьева непреднамеренное обучение получило название автодидактизма, то есть ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш, в дидактической игре зависят оттого, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Подбирая дидактическую игру, надо помнить о возрастных особенностях и уровне развития ребёнка - художественная деятельность младшего школьника строится на активном воображении, творческом мышлении, 9-10 лет ребёнок начинает размышлять прежде, чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения результата. В играх старших преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы по тем или иным признакам. Дидактическая игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность и включает определенные компоненты. Принципы, на которых основывается дидактическая игра, имеют много общего с основными принципами обучения. Успешность и эффективность применения дидактических игр на занятиях декоративно-прикладного творчества зависит от теоретической проработанности системы их организации на основании критериев развития творческих способностей детей с учётом психовозрастных и индивидуальных факторов их развития. В процессе обучения детей декоративному рисованию, лепке, аппликации для осмысленного усвоения материала использую разные методы и приёмы, организую самостоятельную работу, дифференцированные игровые задания на занятиях.Кроме того, система дидактических игр, выстроенная мною, предусматривает дифференцированное включение в образовательный процесс разнообразных режимов работы, переплетение различных видов деятельности и использование на протяжении каждого из циклов занятий в зависимости от его дидактической цели. Игровые методики традиционно рассматриваются в качестве одного из основных средств повышения и поддержания мотивации обучающихся. Нами же предложено принципиально новое видение проблемы через раскрытие потенциала игры в определении и отслеживании достижений уровня творческих способностей обучающихся. При этом мы не умаляем достоинств игры, подчеркнутых выше, игру нельзя навязывать детям, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от неё, если она им не нравится, и выбрать другую игру.Предлагаю вашему вниманию разработанный мною цикл занятий по теме "Мы в гостях у народных мастеров". Цикл состоит из представленных разделов. Включение в программу разных видов декоративно-прикладного творчества, которые дополняют друг друга, способствует расширению и углублению знаний, умений и навыков, даёт возможность развития объёмно-пространственного мышления, воображения, фантазии. Занятия по изобразительной деятельности включают разного рода игровые упражнения: от тренингового выполнения элементов узора кистевой росписью разных народных помыслов, изучения основ композиционного решения, до самостоятельного авторского оформления росписи на изделии. Занятия по художественной лепке - от лепки плоскостных фигур, применение налепа на изделие, объемных фигур до лепки многофигурной композиции. Дидактические игры, которые использую в этом блоке, направлены на развитие мелкой моторики, логического, творческого мышления, образного мышления, наблюдательности. В процессе игры закрепляются знания о пропорциях, симметричных фигурах, телах вращения, элементах росписи разных промыслов. Занятия по изготовлению изделий из бересты: от аппликации, работы по шаблону, конструирования простых изделий по карте - схеме, плетение, до изготовления объемных композиций и плетения изделия самостоятельно. Игры помогают развить логическое, творческое мышление, воображение, усвоить новые термины, понятия. Обобщающие занятия обычно превращаются в часы любования, занятия-путешествия, блиц-контроль, где любой может сыграть роль экскурсовода или зрителя, сыщика или потерпевшего. На таких занятиях закрепляются знания о росписи народных промыслов, умение находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор, дети учатся анализировать и сравнивать свою работу с другими, а самое главное - выслушивать мнение других. Особое внимание на каждом занятии данного цикла отвожу место игре как методу диагностики. Таким образом, дидактические игры подобраны в соответствии с критериями необходимости первоочередного развития конкретных творческих способностей для каждого блока занятий: от простого к сложному, от осмысления, через работу, к изготовлению. Подобная организация игр позволяет также предупредить уход обучающихся, побудить желание оказывать помощь друг другу. Игровые приёмы, на мой взгляд, служат наиболее предпочтительным способом проведения мониторинга творческих способностей детей: входной и текущий контроль, промежуточная диагностика и итоговая аттестация.Начальную диагностику организую на втором занятии в тестовой форме для устранения влияния скованности или же, наоборот, слишком возбужденной атмосферы, часто присутствующей при первой встрече. Тест состоит из четырех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков. По итогам первичной диагностики получаю данные по уровню развития творческих способностей, в частности, творческого мышления и воображения у детей. С целью выявления актуального уровня развития личности ребенка и степени сформированности его творческих способностей - мною разработаны критерии оценки знаний и умений как одна из форм текущей аттестации. Система творческого роста обучающихся, особенностью которой является отслеживание результатов обучения и воспитания соответственно определённому уровню на базе игровых приёмов, имеет личностно-ориентированную направленность, что способствует созданию мотивации у детей к творчеству. Первый этап- адаптационный- подразумевает овладение основными видами деятельности, базовыми теоретическими понятиями и практическими умениями, техникой безопасности и навыками общения. Второй репродуктивный - продолжение освоения навыков и приёмов, знакомство с более сложными видами деятельности и способами изготовления разнообразных изделий. Далее - переход от репродуктивной к продуктивной практической деятельности,начало творческой деятельности. Расширение и усложнение знаний и умений. Определение ребёнком наиболее значимой и интересной для него области творческой деятельности и целенаправленная работа во всех разделах программы, участие в выставках. Четвертый - самоопределение обучающихся, в каком-либо виде деятельности и развитие специальных способностей для максимальной самореализации, максимальная самостоятельность в разработке творческих проектов и реализация их в изделиях, активное участие в конкурсах, выставках разного уровня.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:
 

 

Сообщение
Закрыть
Всероссийское профессиональное тестирование!