Курсы повышения квалификации!

Любой курс повышения квалификации - 1390 рублей! Идет прием заявок на обучение! Продолжительность курсов: 36 часов, 72 часа и 108 часов.

Подробнее о КПК здесь

×

Открытый урок

Наименование ОУ
МБОУДОД Семлевская ДМШ
Должность
преподаватель по классу баян и аккордеон
Город
село Семлево, Вяземский район
Дата создания
30.07.2013
Файл материала
Рейтинг
Оценить
0 голосовать
Описание материала
Просмотров653
Комментарии0
Скачиваний327
Размер файла111Кб
Открытый урок по специальности аккордеон с учеником 2 класса.

Предпросмотр страницы №1





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Семлевская детская музыкальная школа

Вяземского района Смоленской области











ОТКРЫТЫЙ УРОК













Преподавателя МБОУДОД Семлевская ДМШ

по классу баяна и аккордеона

Першенковой Валентины Александровны
















2013

Открытый урок


на тему:


Работа над музыкальным произведением, развитие технических навыков на начальном этапе обучения на аккордеоне


Цель урока:


формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте;

сочетание  задач постановки игрового аппарата и развития техники обучащихся в классе аккордеона и баяна.

Задачи урока:


обучающая:

освоение и накопление игровых навыков на инструменте;

применение технических формул в сочетании с работой над художественным  исполнением.

развивающая:

развивать технические способности, слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к исполнению музыкального  произведения;

развивать мышление,  умение анализировать, самостоятельность в работе.


воспитательная:

воспитывать творческое отношение к работе над исполнением музыкального произведения, техническим развитием;

формировать умение ученика работать с дополнительным материалом.


Тип урока:

закрепления полученных навыков.


Форма:

индивидуальная.

Методы обучения:

словесные, практические, наглядные.





Оборудование:

аккордеон для ученика, аккордеон для педагога, пульт,  стол, стулья, ноты, рабочая  тетрадь ученика, наглядные пособия.


Критерии оценки результативности работы обучающегося:
Оценка «5» («отлично»):

артистичное поведение на сцене;

увлечённость исполнением;

художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

слуховой контроль собственного исполнения;

корректировка игры при необходимой ситуации;

свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

убедительное понимание чувства формы;

выразительность интонирования;

единство темпа;

ясность ритмической пульсации;

яркое динамическое разнообразие.


Оценка «4» («хорошо»):

незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

стабильность воспроизведения нотного текста;

выразительность интонирования;

попытка передачи динамического разнообразия;

единство темпа.


Оценка «3» («удовлетворительно»):

неустойчивое психологическое состояние;

формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

слабый слуховой контроль собственного исполнения;

ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

темпо-ритмическая неорганизованность;

слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

однообразие и монотонность звучания.


Оценка «2» («неудовлетворительно»):

-частые «срывы» и остановки при исполнении;

отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

ошибки в воспроизведении нотного текста;

низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

отсутствие выразительного интонирования;

метро-ритмическая неустойчивость.

План  урока:

1.    Организационный момент.
2.    Актуализация опорных знаний.
3.    Применение знаний и умений.
4.    Обобщение занятия, подведение итогов.

Организационный момент.


Приветствие,  диалог об успеваемости ученика, оглашение темы урока.


Тема урока:


Работа над музыкальным произведением, развитие технических навыков на начальном этапе обучения на аккордеоне.


Урок проводится  с учеником 2 класса  народного отделения, по специальности аккордеон Селезневым Артемом.

Актуализация опорных знаний:


     Много литературы написано о развитии всех видов техники – так называемой мелкой  техники, аккордовой, техники двойных нот и так далее. Работая в музыкальной школе с учениками, я пришла к выводу, что развитием технических навыков необходимо заниматься с первых занятий ребёнка на инструменте.
     В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков. В то время как этюды и упражнения позволяют провести эту систематичность, приобретение технических приёмов на одних лишь пьесах лишает педагога возможности развивать технику ученика в стройном и последовательном порядке. Но стоит сразу сделать одну существенную оговорку: тренировочный материал только в том случае приносит действительную пользу, если приобретённые технические навыки применяются в художественных произведениях.
    Всем хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься техническими упражнениями. Зато им нравится заниматься физкультурой – бегать, прыгать и так далее. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют им массу удовольствия. Аналогия с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогают чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах при игре на инструменте.
       Приступая к работе над освоением технических навыков с учениками  своего класса, я,  одновременно осваивала приёмы исполнения легато, стаккато и нонлегато – по одному и по два звука с различными интонационными ударениями с динамикой crescendo и  diminuendo.



Ход урока:


Упражнение №1


Урок начинается   с проигрывания  гаммы Соль мажор  правой рукой в две октавы восьмыми длительностями на легато и стаккато (legato «гладкое, ровное», очень связное; staccato острое и в половину длительности нот). Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ.
Осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы всего механизма звукоизвлечения при контакте подушечки пальца с клавишей. С этого момента начинается работа над осмысленным прикосновением – над художественной техникой. Я в своей работе сразу ставлю эту задачу, так  как считаю необходимым, чтобы любое освоенное учеником упражнение можно было применить в художественных произведениях. Затем левой рукой отрабатываем произношение, движение смены мехом, в разжим и сжим.
      Работа над  динамикой (восходящее движение на crescendo, низходящее на diminuendo),  сменой меха,  посадкой и постановкой рук.

Упражнение №2


Гамма Соль мажор двумя руками в одну октаву легато и стаккато  восьмыми длительностями. Проговариваем с учеником слоги с ударением «ма-ма» («добрая» на легато), «па-па» («строгий» на стаккато). Соблюдение верной аппликатуры, динамических оттенков. Подкладывание и перекладывание пальцев прозвучали ровно без толчков, работает слуховой контроль смены меха. Ученику  рекомендуется ярче   выполнять динамические оттенки, акцентировать внимание на смене меха. Такое упражнение исполняется вначале в  умеренном темпе, затем в оживленном.

Упражнение №3


Ученик исполняет гамму До мажор двумя руками в две октаву, различными штрихами. Длинные, короткие арпеджио, аккорды. Необходимо следить за постановкой руки, не опускать локоть, ровно держать спину. Важно контролировать аппликатуру, смену меха, нюансировку звука.
      Чтобы вызвать интерес к техническим упражнениям, следует разнообразить динамику и темп. Таким образом, упражнения превращаются в творческий процесс. Исполнение гамм, арпеджио, аккордов необходимо для приобретения и развития тех или других технических навыков. Все это помогает  выработке основных технических свойств исполнения: точность, автоматичность и уверенность. Упражняясь, надо стараться, чтобы силы затрачивались рационально.  
В конце упражнений делаем физическую  разминку: повороты руками в сторону, вверх, вниз, повороты кистями рук. Ученик с удовольствием выполняет разминку.        

Применение знаний и умений.


          С первого дня    обучения игре на аккордеоне педагог должен следить за правильностью посадки обучащихся, постановки инструмента и рук на клавиатуре, подборе инструмента по возрасту. Ученику  удобен аккордеон  три четверти, ремни подобраны. Все должно быть рассчитано на то, чтобы обучающийся чувствовал себя комфортно. Успехи обучающегося зависят также от формы строения рук. Внешне одинаковые пальцы, одинаково сильные руки могут быть различны по гибкости и ловкости в игре. Процесс упражнения – это процесс творческих исканий. Поэтому всегда надо помнить о психологических факторах: внимании, сознании, воображении, эмоциях. Не следует забывать, например, о том, что внимание быстро утомляется, а без него работа на инструменте нецелесообразна и даже вредна. Очень важно, чтобы ученик мог определить, в чем состоит трудность, выделить ее из контекста и разбить на отдельные элементы, над которыми следует поработать, педагог ему в этом помогает. При каждом повторении надо ставить перед собой определенную задачу, каждый раз изменяя  и  усложняя. Разбор пьесы следует начинать с проигрывания в медленном темпе. Для лучшего запоминания нужно разделить изучаемую пьесу на отдельные части.

В начале эти части могут быть очень мелкими (1 или 2 такта), затем они постепенно укрупняются – объединяются в отдельные фразы. Такой метод изучения дает возможность сосредоточить внимание ученика на каждом отрезке пьесы. Для менее подготовленных учеников полезно разучивать отдельно партии правой и левой руки.

В подборе наиболее удобной аппликатуры нужно исходить из принципа естественной, свободной постановки руки.

При изучении отдельных частей пьесы или проигрывании ее целиком, необходимо ставить перед собой конкретные задачи, например:

достичь нужного звучания мелодии или аккомпанемента;

добиваться связного или отрывистого исполнения.

Бесцельное повторение пьесы не дает нужных результатов, приводит к неряшливому исполнению («заигранности», как говорят исполнители).


 Шитте Л. Этюд До мажор.

     Работа по фразам, предложениям, затем по частям. В исполнении мелодии в терцию, распределяем ударение, считаем вслух, выделяя сильную долю. Ученик пытается отработать аппликатурную гибкость. Ярче исполнить динамические оттенки, особенно  crescendo и diminuendo. Педагог предлагает послушать Этюд в темпе  Allegretto в своем исполнении. Затем ученик старается   исполнить Этюд в оживленном темпе.


Иванов Аз. Полька,

Блантер М. Катюша,

Шуберт Ф. Лендлер,

русская народная песня «Вдоль да по речке» в обр. Лушникова В.,

чешская народная песня «Аннушка» в обр. Ребикова В.


Эти пьесы ученик исполняет в разных темпах,  медленно, затем  подвижно. Отрабатывает трудные места, затем фразы,  предложения, выделяя тему в мелодии.
       Уделяем особое внимание работе над фразировкой, которая на аккордеоне, баяне  связанна  с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное движение меха – сжим или разжим. Добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует сначала проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения (нюансами) самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая от достигнутых результатов, прибавлять партию аккомпанемента.


Обобщение занятия и подведение итогов:


упр. №1 – ученику необходимо  отработать плавную подмену пальцев;

упр. №2 – контролировать звукоизвлечение и плавную смену меха;

упр. №3 – движение кистью, более уверенное исполнение;

Этюд – динамика, смена меха по фразам;

«Исполненные произведения» - прибавить темп, освобождать кисть, плавнее повороты кистью руки. Работать  над выразительностью и динамикой;

оценить работу обучающегося и поставить оценку.


           По критериям оценки результативности работы обучающийся  относится к  среднему уровню (4-хорошо) - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ.
           Для  ученика важно правильно уяснить роль техники в создании художественного образа.  Например – ученики хорошо играют инструктивный материал, а при исполнении тех же технических формул в художественных произведениях у них появляется неловкость, угловатость и корявость. Следует обратить внимание на некоторые ошибки технического развития ученика, особенно в начальном периоде:


1. «Изолированные пальцы»

Нужно развивать независимость пальцев, но когда больше уделяется внимания гимнастике, чем звуковому результату – это в дальнейшем становится основным препятствием как для выражения музыки, так и для свободного владения техникой.


2. «Свободная кисть»

Нередко, стремясь избавить ученика от скованности, стараются добиться большой подвижности кисти, как правило, изолированной от пальцев, а главное, вне связи с музыкально-звуковой задачей. Таким образом, кисть движется сама по себе, ради собственной свободы; активность пальцев при этом снижается, техника становится поверхностной, а звучание тусклым. Необходимо помнить, что подлинная свобода появляется как результат гармоничной слаженности всех звеньев аппарата, которую невозможно достигнуть путём пассивного покоя одних участков и разболтанности других.


3. «Чрезмерная быстрота»

Иногда главной целью ставят «быстроту», не придавая должного значения ясности и глубине звука. При этом пальцы «порхают» по клавиатуре. В таком вихре ухо не успевает проконтролировать звуки, да и не стремится к этому.
     Поэтому необходимо с первых же занятий приучать обучающихся к осмысленной работе над техникой – не столько «быстрота», сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж – это, прежде всего, музыка. И, развивая технику начинающих музыкантов, я стараюсь развивать их музыкальность в широком смысле этого слова.
      Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью. Техника - это средство для создания музыкально-художественного образа. Значит, в конечном счете, главное не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но именно для этого и необходимо овладеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передачи музыкального содержания.
     Исходя из вышесказанного, я делаю  вывод, что роль и значение техники исполнителя нельзя переоценить. Если музыкант прекрасно осознает первичную задачу своего исполнительского искусства (создание художественного образа конкретного произведения средствами своего инструмента), то ему должно быть понятно,  какой титанический труд требуется для достижения нужного звукового образа. Речь в данном случае идет не о трудностях непосредственного воплощения, а в той целенаправленной технической работе, которая предшествует конечному результату – публичному выступлению. Очень важно, чтобы дети как можно чаще общались со слушателями. Ученик должен знать и помнить, что всё накопленное им в занятиях должно быть показано в публичных выступлениях. При этом он должен чувствовать себя уверенно, а выступления на публике должны проходить как можно чаще. Ученик должен приучать себя к сцене: должна быть крепкая подготовка

( доскональное знание текста, полная обработка всех технических требований по данному произведению).

Естественным завершением учебного года является отчётный концерт, в котором каждый ученик показывает, что он приобрёл за год – свою технику и репертуар.

Нужно, чтобы с самых первых шагов юный музыкант как можно чаще бывал на «сцене» - играл знакомым, родным. Выступал на прослушиваниях и концертах причём так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность.

Публичные выступления выявляют достоинства и недостатки ученика, учат тому особому напряжению и волевой выдержке, которые так

важны в становлении исполнителя.







Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:
 

 

Сообщение
Закрыть
Всероссийское профессиональное тестирование!