Как? Последовательно, в тесной связи с практикой, серьезно и основательно, без халтуры.

Изучив последние «Рекомендации по преподаванию предметной области технология», я подумала: «Ну вот и все, нет больше в школе урока «технология»». То, что составляло стержень и основное содержание уроков: практические умения и навыки работы с материалами, будь то ткани, продукты питания, дерево, металл, овощные грядки и, даже, осенняя листва на территории школы – улетает в прошлое, ностальгически кружа, как тот самый осенний лист. Все это заменят кейсы, цифровые модели, просмотр презентаций, кроссворды и ребусы в «рабочих тетрадях».

Не тетрадь должна быть рабочей, а мастерская!

Абстрактно- аналитические  интеллектуальные способности детей и так гипертрофированно развиваются в нашем современном мире. Например, устройство и принцип ракетного двигателя сейчас изучают в третьем классе, а производственную цепочку металлургического предприятия во втором (предмет «Окружающий мир»). Есть ли смысл дублировать эту теорию позже?

Представьте, что будет, если вместо длительных часов обучения чтению и письму, детей быстро и зрелищно ознакомят с тем, какие бывают буквы, учитель озвучит их произношение и… никаких трудностей и принуждений, немеющих пальцев, перечеркнутых страниц, красных надписей «переписать» – это же стресс!

Профанация, халтура, подмена истинных ценностей «благими намерениями» - вот бич современности, который коснулся не только школьного предмета технология.

Никакой кейс не спрогнозирует реальность на 100%. Дети, прекрасно выполняющие виртуальные задания  по ПДД тут же выходят на улицу и идут под машины, пока их не схватит за руку взрослый. Отличники не умеют резать ножницами. Студенты престижных ВУЗов не умеют готовить. Подростки, легко жонглирующие психологическими и юридическими терминами, имеют огромные трудности в общении, не могут принять себя реального, настоящего.

За 27 лет моего стажа в школу не поступило ни одного гвоздя, ни одного молотка или какого либо инструмента. Токарный станок без режущих частей, ремней и кожухов стоит как антураж. Все, чем мастерили мальчики, забрал уходя на пенсию мой коллега, мастер ПО, потому что это были его личные вещи. Я верю, потому что девочки шьют на моей личной швейной машине, часто из моей ткани, выжигают моим выжигателем, гладят моим утюгом.

Решат ли проблему современные «технопарки» и «Точки Роста»? В ближайшей к нам «Точке Роста» от коллег узнаю: 3-Д принтер так и не удалось запустить, несмотря на попытки замены деталей, поступившие электро-лобзики, все оказались бракованными, квадрокоптер один (очень дорогая модель, детям прикасаться нельзя – другого не будет).

Что предлагаю:

1)      точно определить минимальное количество часов на обстоятельное изучение обязательного содержания, «практическое преподавание» которого наше государство может и обязано обеспечить всем без исключения;

2)      если часов в учебном году мало, лучше полгода по 2 часа, чем год по1 часу;

3)      вернуть черчение как отдельный предмет, даже урезанный курс нельзя изучить менее, чем за 34 часа;

4)      если необходимо включить изучение компьютерных графических (или, например, экономических) программ, выделить конкретные часы, а лучше предмет , для изучения в компьютерном классе (изучать это «на пальцах» просто невозможно);

5)      понять, что «метод проектов» - не панацея. Проектирование, как планирование своих действий, распределение времени и ресурсов – действительно слабое место наших детей. Показательные и «выездные» проекты на 90% работа учителей или родителей.

 Только начинать надо с малого: при серьезном отношении к учебе, каждое задание – проект, каждый ответ у доски – защита, и незачем отделять это от основного процесса. А стресс, необходимое условие для развития и успеха!