- Курс-практикум «Педагогический драйв: от выгорания к горению»
- «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
- «Патриотическое воспитание в детском саду»
- «Федеральная образовательная программа начального общего образования»
- «Труд (технология): специфика предмета в условиях реализации ФГОС НОО»
- «ФАООП УО, ФАОП НОО и ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ: специфика организации образовательного процесса по ФГОС»
Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014
- Бесплатное свидетельство – подтверждайте авторство без лишних затрат.
- Доверие профессионалов – нас выбирают тысячи педагогов и экспертов.
- Подходит для аттестации – дополнительные баллы и документальное подтверждение вашей работы.
в СМИ
профессиональную
деятельность
Отношение Чайковского в романсовом творчестве к поэтическому тексту
Свистельникова Елена Владимировна
Преподаватель игры на фортепиано
ГБОУ СПО СК Ставропольский краевой музыкальный колледж им. Сафонова,
г. Минеральные воды
Отношение Чайковского в романсовом творчестве
к поэтическому тексту
« В сущности стихи и музыка
так близки друг к другу!».
(П.И. Чайковский, письмо к
Н.Ф. Мекк)
В жанре романса связь поэзии и музыки, как искусств в той или иной мере интонационных, неизбежна. Правда, роль интонации в музыке и поэзии глубоко различна. В музыке интонация- всё её существо; только через интонирование- причём точно высотно фиксированное, имеющее ладовую и интервальную сопряжённость,- воспроизводится содержание произведения, его идея.
В поэзии мысль, прежде всего, фиксируется словом; а интонационный строй стиха и его декламационное озвучивание дополняют, расширяют, оттеняют заложенный в тексте смысл.
Но часто и в пределах самой поэзии роль интонационной выразительности ( и в процессе произношения, и в самом строе стиха) приобретает огромное значение. Обычно это остро ощущается в живой исполнительской практике. Вспомним, какую роль отводил интонационной выразительности речи такой мастер сцены, как К.С. Станиславский: « Голос должен петь и в разговоре, и в стихе, звучать по - скрипичному, а не стучать словами, как горох о доску. Как добиться того, чтобы звук в разговоре был непрерывным, тянущимся, сливающим между собой слова и целые фразы, пронизывающим их, точно нить бусы, а не разрывающим их на отдельные слова?».
О значении «певучих слов», силе «песенного» начала в интонациях человеческой речи неоднократно говорил Горький. «Я начинал рассказы какими-то поющими фразами…»,- пишет он в статье «О том как я учился писать». « Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха,- рассказывает он в повести «В людях»,- что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко.
Белинский писал: «…лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой. Есть даже такие лирические произведения, в которых почти уничтожается граница, разделяющая поэзию от музыки». В русской поэзии музыкальное начало ярко выступает в творчестве Фета, который сознательно стремился выйти за пределы поэзии в сферу музыки и считал это своим художественным направлением. «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны , -утверждал он.
Над взаимоотношением музыки и поэзии, словесной речи и музыкальной интонации часто задумывались и русские музыканты-композиторы.
Перед Чайковским в процессе творчества также стал вопрос об интонационно-речевых связях музыки и поэзии. В решении этого вопроса он идёт по пути воплощения интонаций, речевых и декламационных, как одного их истоков самого музыкального мелодического языка, но никогда не подчинял музыку законам развития словесной речи. При исключительно тонком восприятии поэзии, вслушивании в речевые тембры-интонации, Чайковский, обращаясь к тексту, всегда сохраняет существо мелоса, законы и принципы развития мелодического. И, обычно, именно характер мелоса, содержание и тип музыкального тематизма являются для него решающим моментом как при отборе, так и обращении с поэтическим текстом того или иного автора.
В письме к К.Р. от 3 августа 1890 года Чайковский пишет, что главное в вокальной музыке правдивость воспроизведения чувств и настроений.
Для Чайковского вполне допустимо повторение слов в романсах, так как это нередко имеет место и в жизни. « Человек под влиянием аффекта весьма часто повторяет одно и тоже восклицание, одну и ту же фразу… Но даже если бы в действительной жизни ничего подобного никогда не случалось, то я нисколько бы не затруднился нагло отступить от реальной истины в пользу истины художественной. Эти две истины совершенно различны» .
Этим же принципом руководствуется Чайковский и при обращении с поэтическими текстами, выбранными им для своих романсов: в каждом отдельном случае композитор находит свои индивидуальные пути и приёмы музыкального воплощения поэтического образа, но всегда остаётся музыкантом, мыслящим и говорящим на языке своего искусства.
Но вместе с тем Чайковский далеко не безразлично относится к поэзии. Он уделяет много времени чтению русских и западных поэтов, пробует сам писать стихи. В его письмах то и дело встречаются мелкие отзывы о поэтическом творчестве, пространные высказывания по вопросам стихосложения, рифмы и т.д., он вслушивается в поэтический ритм стиха.
Чайковский чутко воспринимает то новое, что вносит в поэзию Фет, и даёт высокую оценку его дарованию. Чайковский ищет разнообразия в русской поэзии. «По-моему русские стихи страдают некоторым однообразием,- пишет он в одном из писем.- «Четырехстопный ямб мне надоел» , - сказал Пушкин, но я прибавлю, что он немножко надоел и читателям».
«…Русский стих слишком абсолютно придерживаетсяравномерности в повторении ритмического мотива…- пишет Чайковский в другом письме. -…Он слишком мягок, симметричен и однообразен».
«…Ведь русский язык, как справедливо заметил Тургенев в одном из стихотворений в прозе, есть нечто бесконечно богатое, сильное и великое…»
Интонационная, «музыкальная» жизнь стиха всегда, прежде всего, существенна для Чайковского при отборе того или иного поэтического произведения. При этом важен самый тип интонационного строя стиха, степень его созвучности мелодическому тематизму композитора.
Поэтические образы, в которых интонационная выразительность стихотворения зиждется, прежде всего, на напевном развёртывании фразы, наиболее созвучны Чайковскому. В этом случае поэтический текст как бы непосредственно интонационно вливается в его мелодику и становится одним из составных элементов вокально-мелодического содержания романса. Напротив, чужды Чайковскому, как композитору, поэтические образы, в которых интонационная выразительность стиха основана на коротких фразах, с частой сменой внутри них предметно-образного содержания.
В таких случаях музыкальное ощущение рождается в результате не мелодическо-напевного течения фраз, а итогового «гармонического» комплекса слов-созвучий. Поясняю эту мысль сравнением двух, контрастных по типу интонационного строя стиха поэтических произведений. Ярким примером первого типа может служить стихотворение Фета:
Я тебе ничего не скажу
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть…
Совершенно иной тип интонирования присущ такому стихотворению Пушкина, как «Ночной зефир»:
Ночной зефир
Струит эфир,
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир…
Этому типу свойственна более быстрая смена образов-действий. Ритм строфы более сжат, фраза коротка и рельефна; интонационная выразительность зиждется прежде всего на комплексе «созвучий-сочетаний».
Мелодическая напевность, непрерывность течения интонаций фразы- самые характерные черты такой «романсной» лирики. Она рождается в результате желания расширить пределы выразительности слова, передать глубже и тоньше мир лирических переживаний, сказать больше, чем может передать смысл слова –понятия. «Слово немеет…царствуют звуки, где слышишь не песню, а душу певца», - говорит Фет.
Для Чайковского текст поэтического стихотворения и его интонационный строй- один из компонентов единого интонационного целого, развёртывающегося по законам музыкальной логики. Поэтический образ, будучи творческим стимулом, как бы заново рождается в музыкальном творческом процессе автора, претерпевая большие или меньшие изменения в зависимости от степени его интонационной созвучности музыкально- мелодическому замыслу.
Чайковский использует в романсах различные по тематике и своему художественному достоинству поэтические тексты. Об этом свидетельствует уже один только перечень авторов: А.К. Толстой, Фет, Полонский, Мей, Майков, Апухтин, К. Р., Огарев, К.С. Аксаков, Плещеев, Тютчев, Хомяков, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Суриков, Ратгауз, Щербина, Греков, Ростопчина, Мережковский; используются французские тексты П. Коллэна, Э. Тюркети, А. М. Бланшкотт и целый ряд переводных стихотворений: Гёте, Гейне, Гартмана, Геллерта, Ратисбона, Мюссе, Шевченко, Мицкевича, Сырокомли, Ленартовича, В. А. Соллогуба, Кристена, Стефановича. Кроме того, ряд романсов написан на собственные тексты, есть романс на слова и мелодию народной флорентийской песни. Это разнообразие текстов можно сравнить с тем кругом мелодических интонаций, которые вошли в романсы Чайковского: подобно тому, как в свой мелодический язык он впитывает истоки, идущие от высоких образцов профессиональной музыкальной культуры, и повседневные бытующие звучания, так и при отборе текстов он останавливается не только на первоклассных образцах русской поэзии, но берёт материал и из её побочных, второстепенных линий, бытующих в русской жизни второй половиныXIX века. Симфонически преображёнными зазвучали в музыке Чайковского интонации быта. Новую жизнь- этически обогащённую- нашла в его музыке и обыденная поэтическая лирика.
Как уже указывалось, для Чайковского при отборе текстов, кроме самого сюжетно- смыслового содержания стихотворения, большую роль играет интонационный строй стиха, связанный с характером развития поэтической темы. Этот момент обычно определяет обращение композитора со словесными текстами того или иного поэта. В связи с этим можно наметить два основных подхода композитора к текстам романсов:
Через слияние мелодического развития музыкальной темы с интонационным строем стиха поэта, в тех случаях, когда в поэтическом тексте ярко выступает принцип «романсного» интонирования. Например, таково отношение к текстам Фета, ряду стихотворений А.К. толстого, Полонского, Мея и некоторых других авторов.
2. Путём переработки в больших или меньших масштабах поэтического текста. На этот пути возникают дополнения, повторы слов; а иногда текст как бы всецело поглощается музыкальным интонированием, подчиняется вокально-инструментальному музыкальному образу, оставаясь для него лишь материалом.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/31604-otnoshenie-chajkovskogo-v-romansovom-tvorches
БЕСПЛАТНО!
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
- «Современные подходы к преподаванию экологии в условиях реализации ФГОС ООО»
- «Организация профориентационной работы в школе»
- «Учебный курс «Вероятность и статистика»: содержание и специфика преподавания в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО»
- «Содержание и методы преподавания общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» по ФГОС СПО»
- «Особенности постановки хореографического произведения»
- «Профилактика выгорания и вторичной травматизации специалистов, работающих с кризисными состояниями»
- Деятельность няни в рамках социального обслуживания населения: теоретические и практические основы
- Методическое сопровождение реализации общеобразовательных программ. Организация деятельности учителя-методиста
- Управленческая деятельность в системе социального обслуживания
- Профессиональная деятельность советника директора по воспитанию
- Организация инклюзивного образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Реализация физического воспитания. Особенности организации адаптивной физической культуры для обучающихся с ОВЗ

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться на сайте. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.