Охрана труда:
нормативно-правовые основы и особенности организации
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим
Аккредитация Минтруда (№ 10348)
Подготовьтесь к внеочередной проверке знаний по охране труда и оказанию первой помощи.
Допуск сотрудника к работе без обучения или нарушение порядка его проведения
грозит организации штрафом до 130 000 ₽ (ч. 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ).
Повышение квалификации

Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014

Почему стоит размещать разработки у нас?
  • Бесплатное свидетельство – подтверждайте авторство без лишних затрат.
  • Доверие профессионалов – нас выбирают тысячи педагогов и экспертов.
  • Подходит для аттестации – дополнительные баллы и документальное подтверждение вашей работы.
Свидетельство о публикации
в СМИ
свидетельство о публикации в СМИ
Дождитесь публикации материала и скачайте свидетельство о публикации в СМИ бесплатно.
Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность
Диплом за инновационную профессиональную деятельность
Опубликует не менее 15 материалов в методической библиотеке портала и скачайте документ бесплатно.
31.01.2019

Проблемы политологии в современном образовании

 Ахметова Гульнара Акимбаевна
преподаватель без категории
Гуманитарная интервенция представляет собой особую форму принудительных действий, предпринимаемых международным сообществом в определенном государстве без согласия последнего. Она используется в двух ситуациях: во-первых, при крупномасштабных и намеренных нарушениях прав человека в какой-либо стране, правительство которой не в состоянии контролировать ситуацию или само нарушает права человека; во-вторых, когда правительство страны неспособно или не желает взять на себя ответственность за обеспечение элементарных прав своих граждан.

Содержимое разработки

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Нургалиев Темирлан Мухтарович, преподаватель без категории

Частное Учреждение «Темиртауский медицинский колледж»,

Республика Казахстан, г.Темиртау

Гуманитарная интервенция представляет собой особую форму принудительных действий, предпринимаемых международным сообществом в определенном государстве без согласия последнего. Она используется в двух ситуациях: во-первых, при крупномасштабных и намеренных нарушениях прав человека в какой-либо стране, правительство которой не в состоянии контролировать ситуацию или само нарушает права человека; во-вторых, когда правительство страны неспособно или не желает взять на себя ответственность за обеспечение элементарных прав своих граждан. Цель гуманитарной интервенции - пресечь нарушения и обеспечить реализацию жизненно важных потребностей и прав граждан [1; 32-33]. Гуманитарная интервенция может осуществляться в виде обычного военного вторжения с применением силы или с помощью ввода вооруженных сил, которые своим присутствием обеспечивают выполнение гуманитарных целей.

С начала XIX в. и до 1980-х гг. было предпринято несколько интервенций во имя гуманитарных целей. Существенные изменения произошли после окончания холодной войны. В этот период значительно увеличилась частота интервенций, совершаемых по гуманитарным мотивам. Они стали значимым фактором международных отношений. Следует констатировать, что гуманитарные интервенции неоднозначно воспринимаются международным сообществом. Отсутствие единодушия в этом вопросе объясняется тем, что разные государства придерживаются противоречивых идеологических ориентиров, и зачастую политики, ответственные за принятие решений, произвольно интерпретируют гуманитарные интервенции в соответствии со своими особыми политическими интересами. С 1990-х годов Организация Объединённых Наций инициировала, организовала и уполномочила проведение ряда гуманитарных интервенций – на севере и юге Ирака, в Сомали, на Гаити, в Боснии и Герцеговине и др. Интервенция НАТО в Косово в 1999 г., позиционируемая как гуманитарная интервенция, представляет собой операцию другого типа [2;18-19]. Ее проведение не было одобрено Советом Безопасности ООН и вызвало международную дискуссию о легитимности гуманитарных интервенций, их правовых и этических аспектах. Хотя суверенитет и недопустимость интервенции по-прежнему декларируется в качестве главных ценностей в Уставе ООН. Очевидно и то, что индивидуальные права человека становятся важной частью международной моральной реальности.

Гуманитарная интервенция, как нормативное понятие, относящееся к международным отношениям, основывается на определенной правовой, моральной и этической основе. Во-первых, всегда есть опасность того, что гуманитарная интервенция будет использоваться сильной державой в качестве политического инструмента осуществления своих гегемонистскихустремлений.

Она может произвольно вмешиваться во внутренние дела более слабого государства, мотивируя свои действия гуманитарными целями. Такая интервенция может усилить уже существующее напряжение и, таким образом, стать причиной настоящей гуманитарной катастрофы там, где изначально объективных причин для этого не было. Так, США, опираясь на свое возросшее после окончания холодной войны могущество, предприняли ряд интервенций, которые не были оправданы гуманитарными мотивами и отвечали исключительно собственными интересам этой страны. Наиболее драматическим примером следует признать направляемую США интервенцию НАТО в Федеративную Республику Югославию в 1999 г.

Во-вторых, гуманитарная интервенция должна быть строго ограничена, чтобы она воспринималась не как обычная практика в межгосударственных отношениях, а, напротив, как исключение из принципа невмешательства. Гуманитарные интервенции должны предприниматься лишь в крайних случаях. Несмотря на определенную двусмысленность и внутренние содержательные противоречия, принцип государственного суверенитета остается краеугольным камнем международного права. Он составляет сердцевину международной этики и играет важную роль в сохранении порядка и достижении справедливости в международном сообществе. Невмешательство признается Уставом ООН в качестве основного принципа международных отношений, который дополнительно подкрепляется Декларацией принципов международного права об отношениях дружбы и сотрудничества между государствами, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Как закрепляет Декларация, «никакое государство или группа государств не имеет право ни под каким видом вторгаться, прямо или косвенно, во внутренние и внешние дела любого другого государства»[3;79].

Безусловно, международное право имеет статус универсального обязательного закона. Этот закон применяется тогда, когда речь идет о геноциде, массовых репрессиях, расовой сегрегации, апартеиде. Однако международное сообщество еще не достигло согласия относительно иных норм в сфере прав человека. Современные нормы государственного суверенитета однозначно запрещают государствам прибегать к принуждению за рубежом, применять пытки и какие-либо иначе нарушать права человека. Новое международное право в области прав человека поколебало монолит государственного права, но его содержание, по сути, обусловлено государственным правом и уважением к его аксиомам и традициям. Без строгих ограничений на гуманитарные интервенций универсальность и авторитет принципа невмешательства будут подорваны, и международный правовой порядок будет нарушен.

В-третьих, необходимость строгих ограничений на гуманитарные интервенции связаны с принципом справедливости. Подлинная гуманитарная интервенция направленна на обеспечение прав человека. Она ориентированапрежде всего на соблюдение индивидуальной справедливости, по при этом должна учитывать интересы различных групп по расовым, гендерным, религиозным, возрастным и иным параметрам. Однако, следует признать, что многое в международных отношениях лежит за пределами прав человека. Говоря о современной политике, имеет смысл проводить различие между разными типами справедливости: индивидуальной, между государствами, народами и мировой (космополитической). Эти типы справедливости могут находиться в противоречии друг с другом, тогда как они должны составлять гармоничный сплав. Индивидуальная справедливость не может существовать независимо от других типов и ее осуществление во многом зависит от них. Индивид и различные группы не существуют в вакууме. Они неразрывно связаны с государством. Государство является носителем мощных материальных и организационных ресурсов, и вряд ли это положение измениться в обозримом будущем. Эффективное и широкомасштабное применение международных норм в области прав человека зависит только от государства, хотя подавление и нарушение прав человека происходит именно по вине государства. Кроме того, в современном мире по-прежнему сильныегосударства позволяют себе вмешательство в дела слабых государств, их притеснение, дискриминацию и эксплуатацию.

В-четвертых, весомый довод в пользу жестких ограничений гуманитарных интервенций связан с балансом между справедливостью и порядком. Это традиционно одна из наиболее фундаментальных проблем политической философии, включая международную этику. Существует вечное напряжение между двумя базовыми ценностями – справедливостью и порядком.

Широкомасштабные нарушения прав человека в современном мире фиксируется повсеместно. Распад традиционных политических форм приводит к появлению «несостоявшихся государств», в которых полное отсутствие законности, деморализация и повсеместное насилие отбрасывает обшество к естественному состоянию, в котором, по проницательной характеристике Т.Гоббса, «жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна» [4;96]. В таких случаях было бы аморально и опасно, если бы международное сообщество сохраняло нейтралитет. К сожалению, все не так просто. Вторжение в чужую страну даже, безусловно, с благой целью оказания гуманитарной помощи, неизбежно нарушает ее суверенитет и территориальную целостность. Государство-объект такой помощи может расценивать ее как вмешательство в его внутренние дела, т.е. нарушение норм международного права. Кто же в таком случае прав? Интервент, защищающий фундаментальные права человека в другой стране, или страна, защищающая себя от иностранной интервенции ?

С точки зрения одних исследователей, долг невмешательства превыше всего. Они обосновывают свою позицию тем, что допущение интервенции, пусть и в гуманитарных целях, чревато разрушением основ международного порядка. К тому же государства, констатируют они, ответственны прежде всего перед своими народами и не должны заниматься спасением страдающего населения других стран. Представители другой позиции считают, что как только государство начинает систематически и массово нарушать фундаментальные права своих собственных граждан, оно теряет право на суверенитет. Их аргументы восходят к теории общественного договора, т.е. легитимность суверенитета государства основана на правах, которые получают индивиды посредством государствообразующего общественного договора. Как только государство перестает уважать договор, оно не может более считаться легитимным политическим образованием. Подчеркнем, что каждая из названных исследовательских позиций относительно гуманитарных интервенции хорошо аргументирована и имеет длительную историю.

Но гуманитарная интервенция может иметь и опасные последствия, которые нельзя игнорировать. Гуманитарная интервенция вступает в противоречие с принципами государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государства. Поэтому велика вероятность того, что неправильное проведение гуманитарных интервенций приведет к нарушению этих принципов. Без строгих ограничений повторяющиеся ошибки в осуществлении гуманитарных интервенций приведут к распаду порядка, лежащего в основе международного сообщества.

В заключение определим требования, которым должна соответствовать гуманитарная интервенция, чтобы она признавалась справедливой и легитимной. Эти условия основываются на критериях, содержащихся в международной этике и международном праве. Кроме того, при их формулировании были учтены уроки гуманитарных интервенций, проводимых ООН.

1.Следует уважать «принцип правого дела».

2. Только ООН, а также некоторые региональные межгосударственные организации, которые действуют согласно духу и букве закона ООН, являются законной властью, правомочной проводить гуманитарные науки.

3.Гуманитарные интервенции должны преследовать четко определенные цели, которые должны быть обнародованы.

4.Сила должна использоваться в качестве крайнего средства.

5.Общие размеры ожидаемого ущерба от гуманитарной интервенций должны превышать общего размера ожидаемого блага. [5;17]

6.Использование силы в рамках гуманитарных интервенций должны быть соразмерным.

7. Гуманитарная интервенция должна осуществляться с учетом этнических, расовых, религиозных и иных особенностей страны.

Литература:

Иноземцев В. Гуманитарные интервенции: понятие, задачи,методы осуществления//Космополис.-2005. -№1(11).-С.31-39.

Жирнов О.А. «Гуманитарная интервенция» НАТО в Косово и ее последствия для мирного сообщества: Взгляд из России// Актуальные проблемы Европы.-2001. - №3. –С. 18-23.

Организация Обединенных Наций. Сборник документов // Отв.ред.:Бахрушев В.В.-М.: Наука, 1981.-647с.

Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства // Гоббс Т. Соч. В 2-х т. – М.: Мысль, 1991. – Т.2.-С.7-161.

Пураск Н. Миротворческие акции и проблема гуманитарного вмешательства // Власть.-2002. – №2.-С.13-19.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/345186-problemy-politologii-v-sovremennom-obrazovani

Свидетельство участника экспертной комиссии
Рецензия на методическую разработку
Опубликуйте материал и закажите рецензию на методическую разработку.
Также вас может заинтересовать
Свидетельство участника экспертной комиссии
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
У вас недостаточно прав для добавления комментариев.

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться на сайте. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

 

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки