Охрана труда:
нормативно-правовые основы и особенности организации
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим
Аккредитация Минтруда (№ 10348)
Подготовьтесь к внеочередной проверке знаний по охране труда и оказанию первой помощи.
Допуск сотрудника к работе без обучения или нарушение порядка его проведения
грозит организации штрафом до 130 000 ₽ (ч. 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ).

Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014

Почему стоит размещать разработки у нас?
  • Бесплатное свидетельство – подтверждайте авторство без лишних затрат.
  • Доверие профессионалов – нас выбирают тысячи педагогов и экспертов.
  • Подходит для аттестации – дополнительные баллы и документальное подтверждение вашей работы.
Свидетельство о публикации
в СМИ
свидетельство о публикации в СМИ
Дождитесь публикации материала и скачайте свидетельство о публикации в СМИ бесплатно.
Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность
Диплом за инновационную профессиональную деятельность
Опубликует не менее 15 материалов в методической библиотеке портала и скачайте документ бесплатно.
06.04.2015

70-летию Победы посвящается «Защитить каждую пядь» 78-я добровольческая стрелковая бригада

Материал создан на основе архивных данных и экспозиции школьного музея. Он посвящен 78-й добровольческой стрелковой бригаде «Защитить каждую пядь», сформированной в Красноярске. Из 5975 ушедших на фронт добровольцев в живых остались лишь 300 человек. Сегодня известны имена только 1000 бойцов, а подлинные списки формирования утеряны. Этот сценарий мероприятия к 9 Мая помогает сохранить и передать память об их бессмертном подвиге новым поколениям.

Содержимое разработки

Учитель математики

МБОУ СОШ № 143 г. Красноярска

Князькина Т. В.

70-летию Победы посвящается…

«Защитить каждую пядь»

78-я добровольческая стрелковая бригада

Официальные данные:

Сформирована по решению Красноярского крайкома партии в 1942 году для комплектования 6-го Сибирского Сталинского добровольческого стрелкового корпуса совместно с Новосибирской 150-й стрелковой дивизией и такими же бригадами из Омска, Томска и Барнаула. В бригаду вошли 1242 коммуниста и 1258 комсомольцев. 
С апреля 1943 г. влилась в состав 65-й стрелковой дивизии и прекратила свое существование.

Командир бригады полковник Сиваконь И.М. 
Комиссар - Корсаков A.M. 

* * *



Июльским днём 1942 года новобранцы 78-й Добровольческой бригады сибиряков маршем шли в Красноярске через весь город от микрорайона Зеленой Рощи до Железнодорожного вокзала.

С первого года войны молодёжь рвалась на фронт, но девушкам говорили, что без определённой профессии пользы от них на войне мало будет. Тогда Галина Радкевич пошла учиться на радиосвязистку, но позднее перевелась на курсы медсестёр, решив, что пользы от неё - врачевателя будет больше. Окончив курсы, Галина подстриглась под мальчика и с девчонками уже в который раз пошла в военкомат. Военком не возражал, но посмотрев на Галину, скомандовал: «Что за детский сад? Быстро домой!» Девочки стали убеждать, что они все учились, чтобы принести пользу защитникам Родины, и, наконец, военный комиссар смилостивился и отправил девчат в набираемую Добровольческую бригаду сибиряков. Они взяли платьица, ботиночки, думали - доедут до фронта и с ранеными обратно вернутся. Но старшина приказал всю одежду за ненадобностью убрать и выдал сапоги, юбки, брюки, гимнастёрки.

- Я шла в строю с заплаканными глазами, - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Галина Ивановна Радкевич. - При построении я оказалась последней в колонне и сказала командиру, что хочу быть первой. Он ответил: «Тогда надо было подрасти, могу отправить домой». Я крикнула: «Только на фронт!» И заплакала. Ещё была расстроена из-за того, что не встретила маму. Но вдруг при посадке в эшелон увидела проталкивающуюся ко мне мамочку с небольшим, прижимаемым к груди, арбузом. Всю войну я пронесла образ мамы, моей маленькой худенькой мамы, машущей рукой с перрона. Поезд набирал скорость, я упала на нары и рыдала, не зная, увижу ли вновь моего единственного родного человека.

Через неделю эшелон был под Москвой в Очакове, затем медсёстры поступили в санчасть города Белый. Принимали раненых, распределяли по степени ранения. Поступали в основном молодые ребята 18-19 лет, худенькие, стонущие от ранений. «Мы их окружали вниманием, заботой. Обнимая, словно мамы, гладили головы, руки, старались успокоить, а у самих лились слёзы, - вспоминает Галина Ивановна. - Когда на КП ранило командира Луговцова, я тащила его изо всех сил. Снайпер сбил с моей головы берет, командир кричал: «Бросай меня, беги в укрытие!», но я упорно тащила тяжёлого беспомощного воина, который вдруг запел «Прощай, любимый город…». Я от горя чуть не лишилась чувств... Страшно на войне, особенно при артподготовке, невозможно различить небо и землю, при этом надо перетаскивать раненых из медсанбата в окопы.

Передислокация подразделений в основном проходила по ночам - бывало, проходили по 50 км. Разворачивались на месте быстро, хотя в команде были почти одни девушки. «Мы выполняли любую, в том числе и непосильную работу, - говорит Галина Ивановна. - Жизнь фронтовая трудна. Мы спали неделями в одежде, бывало, на хвойные ветки бросали плащ-палатки, укрывались шинелями. Кормили нас супчиком, кашей. Некурящим, а мы были все таковыми, давали ежемесячно по 300 граммов соевых конфет и это был праздник души».

Радостью несказанной для всех были письма из дома, а когда получали варежки, носочки, то прижимали их к лицу, вдыхая тепло далёкого родного дома. Однажды сибирячки-однополчанки отправили письмо девушкам-красноярочкам, трудившимся на обеспечении фронта. Письмо это сохранилось у Галины Ивановны, сегодня это дорогой документ того тяжёлого и героического времени.

«Дорогие наши подруги - девушки Красноярска! Шлём вам гвардейский фронтовой привет! Вот уже второй год, как мы покинули свой родной любимый Красноярск. За это время окрепли в боях за Родину, защищая свободу, честь и независимость Родины, наше прекрасное будущее. Мы клянёмся отомстить гитлеровским варварам за все злодеяния, за наших боевых подруг. Пусть матери наших воинов будут спокойны, мы не оставим бойцов на поле боя без помощи, пойдём в огонь, чтобы спасти наших братьев-воинов.

Дорогие девушки, к вам, труженицам тыла, наше слово, помогайте фронту, чем можете. Мы - на полях сражений, вы - у станков, на колхозных полях. Желаем успехов в неустанном труде и заверяем, что пройдя все испытания, вернёмся с Победой, этот час близок! Пишите нам, родные, каждая ваша весточка приносит огромную радость, даёт новые силы.

Наш адрес: полевая почта 43808 А

Галина Радкевич, Рита Яковлева, Анна Гордеева… 1943 год».

В августе 1943 года Галину ранило в районе деревни Гнездилово, у высоты 233,3. Ранение в поясницу лечили в родном медсанбате, четыре осколка до сих пор сидят в диафрагме лёгких.

Гвардии старшина Радкевич служила в санитарном батальоне почти три года в 259-м полку 65-й сибирской гвардейской дивизии - с июля 1942-го по май 1945 года. Вернулась она домой с Победой в военной форме, на груди медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», орден Отечественной войны. А мама дочь не узнала: посуровело лицо при виде незнакомки в военной форме, в глазах - печаль. Три раза пыталась дочь обнять маму, но, не узнавая в ней свою девочку, та настойчиво отстраняла её и потом, наконец, бросилась к Галине...

Сейчас практически не осталось в живых бойцов легендарной 78-й добровольческой бригады, формировавшейся в годы Великой Отечественной из красноярцев. Но в архивах музеев бережно хранятся их воспоминания, которые ветераны написали сами, своей рукой, на обычных листах ученических тетрадей. «АиФ на Енисее» решил опубликовать отрывки из дневников и показать события 70-летней давности глазами фронтовиков.

Сотни километров болот

Немец настойчиво рвался вглубь страны и уже подходил к Москве. Тяжелейший 1942 год — как никогда враг угрожал поработить нас или полностью уничтожить. В это время по всему Советскому Союзу стали формироваться дополнительные подразделения добровольцев, которые впоследствии получили название сталинских добровольческих бригад.

Это было радостью для сибиряков: наконец-то на фронт могли уйти те, кто раньше не подходил по возрасту или имел бронь, но отчаянно хотел защищать родину. Выбрали лучших — из 28 тысяч заявлений отобрали лишь 6 тысяч человек. В середине сентября их отправили на фронт. Два дня эшелоны уходили на запад.

«Из Москвы, где наша бригада вместе с другими сибирскими подразделениями вошла в состав Особого сибирского корпуса, мы проехали небольшое расстояние на поезде и высадились у станции Шуваево. Дальше — 100 км пешком через калининские леса и столько же через болота… Валили деревья и делали лежневую дорогу, чтобы машины могли проходить…» — пишет связист Василий Шиверновский.

«Лесные и просёлочные дороги, по которым мы шли, разбухли. Машины буксовали и выходили из строя. Лошади не выдерживали. И тогда люди тащили на себе технику, боеприпасы, продовольствие… » — вспоминал Борис Ряузов, известный красноярский художник, который также ушёл добровольцем в составе бригады.

Против отборных дивизий СС

Им предстояло встретиться с самыми подготовленными и отборными дивизиями СС: «Великая Германия», «Мёртвая голова», отдельный полк СС, четыре пехотных, 2-я авиаполевая, 12-я танковая дивизии, артиллерийские и сапёрные части…

25 ноября в бой вступила 75-я бригада добровольцев-омичей. В ночь на 28 ноября её сменила 78-я. Первые бои наших.

«Немцы занимали самые выгодные огневые рубежи, в их распоряжении были все высоты, 4-5 рядов траншей-окопов, сооружённых по всем правилам инженерно-технических работ, большие противотанковые сооружения, рвы, металлические ежи, проволочные заграждения, минные поля, доты, дзоты… — читаю в записях Е. Астраханцева, рядового-шофёра. — Особенно тяжело было в ноябре и декабре 1942 года. Гул от выстрелов, шум самолётов, несмолкаемая трескотня пулемётов.

Не было покоя матушке земле… Перемешалось всё: пыль, дым, копоть, порох, воздух, земля… Немцы бросили против нас всё что имели. Но спесь-то с них мы сбили! Развеяли миф о их непобедимости! Они хотели задушить, смять нас, не дать возможности продвигаться вперёд. А мы, сибиряки, упрямые. Заставили их отступать, один за одним сдавая огневые рубежи».

«Армия прорыва» — так называли нашу 78-ю добровольческую бригаду. Немцы нас боялись жутко. Был случай: близ деревни Демехи Бельского района комсорг второй стрелковой роты Миша Бараль, шедший впереди своего отряда, напоролся на вражескую засаду. Немецкий офицер в упор выстрелил в него. Но смертельно раненый Миша нашёл в себе силы заколоть врага штыком. У многих наших бойцов сохранилась с тех пор листовка, в которой рассказывалось о героической гибели комсомольца-сибиряка», — вспоминает в своём дневнике Василий Непомнящий, комсорг первого батальона.

«Думал, домой не вернусь»

Лукино, Демехи, Медведково, Мазуры, Княжино, Шипарево, Романово… В тяжёлом 22-дневном сражении под городом Белый 6-й Сибирский корпус понёс огромные потери. 78-я Сталинская бригада потеряла 75% своего состава.

«Не имели мы тогда ни опыта, ни боевой подготовки и смекалки, — пишет Е. Астраханцев. — Не была выработана стратегия и тактика ведения войны. Мы были гражданские и прямо на ходу учились воевать. Первое время я думал, что домой не вернусь — не раз смерть глядела в глаза. Но мы выстояли и пошли вперёд».

Оставшиеся в живых называли боевое крещение под Белым «кровавой баней». Они погиб­ли, но отбросили немцев на десятки километров назад. В апреле 1943 года оставшихся в живых добровольцев переформировали в 65-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

* * *

Из 5 975 ушедших на фронт добровольцев в живых остались лишь 300. Сегодня известны имена лишь 1 000 бойцов, подлинных списков формирования до сих пор нет.

* * *

Сейчас в городе Красноярске есть улица, названная в честь 78 добровольческой бригады…

78-я добровольческая бригада. Фото: из личного архива Захара Муравьева

Больше семи десятков лет они числились пропавшими без вести

Захар Муравьев и Николай Конычев… Они ушли добровольцами на фронт в составе 78-й стрелковой бригады. И почти 70 лет считались пропавшими без вести. В июне нынешнего года поисковые отряды нашли их останки в Тверской области, где в 42-м воевала бригада сибиряков. 20 августа прах бойцов привезли на родину, а на следующий день предали земле.

Торжественным и скорбным был день прощания с героями 78-й бригады, в честь которой в Красноярске назвали улицу. Какими они были, добровольцы, отдавшие свои жизни за нас с вами?

Захар Муравьев

Муравьёв Захар. Фото: из личного архива семьи

Он рвался на фронт с первых же дней войны. Работал машинистом, водил составы, а по вечерам обивал пороги военкомата. Но там раз за разом слышал неутешительное: «У тебя же бронь. Стране нужны не только солдаты. Будешь ковать победу в тылу».

В тылу? Отсидеться на гражданке, пока другие сражаются на передовой, коммунист и отец четверых детей попросту не мог. Наконец ему нашли замену, и летом 42-го Муравьев вступил в 78-ю Добровольческую бригаду. В день, когда 35-летний Захар ушел на войну, его жена родила еще одного ребенка, девочку.

- У нее на руках осталась парализованная мать и пятеро детей, - рассказывает внучка солдата Татьяна Карловская. - В военные годы четверо умерло от болезней и голода. У ребят поднялась высокая, под сорок, температура, к тому же есть было нечего. Младшая девочка угасла совсем крохотной,  прожила только шесть месяцев. Бабушка Устинья смогла выходить только одну дочь, мою будущую маму. Валя тоже хворала, но ее удалось отстоять. На тот момент ей исполнилось два с половиной года.

Однако увидеть свою единственную оставшуюся в живых малышку отцу не довелось.

- В декабре пришло извещение, что он пропал без вести, - вздыхает Татьяна Карловская. - Это произошло во время боя, который был в 300 километрах от Смоленска, в Тверской области. Сражение продолжалось около двух месяцев! С поля боя, видимо, не собирали ни раненых, ни убитых, поэтому тело деда не нашли сразу. От Захара Муравьева осталось только одно письмо, но и его забрали в военкомате. В октябре 42-го дед сообщал: «Наша дивизия стоит под Смоленском. Скоро пойдем в наступление. После окончания боя я напишу». Но других писем от него не приходило.

Фото: Светлана ВАЛИУЛИНА

Жена всю жизнь ждала солдата

Смириться с тем, что мужа больше нет, Устинья не сумела. После войны ходила встречать эшелоны с солдатами и продолжала верить: ее Захар найдется!

- Позже она рассказывала нам, что тот был очень хорошим человеком, никогда с ней не спорил, не ругался, - вспоминает Татьяна Карловская. - 10 лет они прожили душа в душу. «Такого человека я никогда больше не встречу», - говорила Устинья Ивановна. Она ждала дедушку всю свою жизнь, так и не вышла замуж. Умерла в 1983-м, но до конца своих дней надеялась, хотела найти хотя бы его могилку. Когда мы подросли, то продолжили поиски.

Куда только они не обращались! Писали письма, поднимали архивы, связывались с поисковиками. Но отовсюду получали один и тот же ответ: боец пропал без вести, что с ним, неизвестно. Но как-то по телевидению услышали объявление: «Родственников Захара Андреевича Муравьева просим связаться с нами».

- Я позвонила, и мне сказали: московский поисковый отряд нашел его, – делится внучка героя. - И теперь нам должны передать прах для захоронения. С поисковиками мы встретились на вокзале, когда они доставили останки деда в Красноярск. Огромное спасибо ребятам! Они работали на месте боев, в которых участвовал дедушка: копали траншеи, искали незахороненных солдат.

Записка из «смертного медальона»

При одном из погибших был медальон, в котором находился листочек бумаги с его данными. Маленький клочок с расплывающимися буквами, - именно по нему определили имя солдата.

- Сейчас его передали нам, - говорит Татьяна Карловская. - Мы будем хранить его как семейную реликвию.

Кроме записки из «смертного медальона», поисковики привезли с поля боя каску Захара Муравьева, пробитую, проржавевшую, в которой он встретил свою смерть.

- Бабушка всегда говорила, что он защищал свою родину и погиб, - внучка бойца утирает слезы. - Поэтому День Победы для нашей семьи – святой праздник. Своему сыну Сергею я много рассказываю о его прадеде. Не собирается ли он стать военным, как Захар Муравьев? Сейчас сын пойдет в десятый класс, а после школы мечтает посвятить себя серьезному делу – хочет учиться в Школе полиции.

Николай Конычев

Конычев Николай. Фото: из личного архива семьи

У поисковиков есть поверье: если они нашли солдата, пропавшего без вести, можно считать, что тот вернулся с войны.

Выходит, вместе с Захаром Муравьевым на родную землю «вернулся» еще один боец 78-й Добровольческой бригады, Николай Конычев. Вихрастый парнишка с озорным прищуром глаз попал на фронт совсем юным, ему было всего 17 лет.

- Он родился в деревне Новоникольское Большеулуйского района, - рассказывает племянник солдата Юрий Искров. – Закончил семь классов. Причем учился как все, помогал семье по хозяйству, много работал.

После школы Коля уехал в Красноярск, записался в ФЗУ. Когда началась война, пошел на завод имени Ворошилова (сейчас «Красмаш»), который выпускал снаряды для фронта.

Из-за голода приписал себе год

- Время тогда было голодное, и сестра Оля пешком носила ему из Ачинска в Красноярск котомочку с провиантом, - говорит Юрий Искров. – Из-за голода Николай приписал себе год и пошел в военкомат. Думал, на фронте жизнь будет сытнее. Молодой, наивный, и поступок его был не геройским, но, как говорится, из песни слов не выкинешь. К тому же это только догадки его сестры, моей тети Ани, истинную причину его решения мы теперь не узнаем.

С фронта Коля успел прислать близким только одну весточку. В письме просил отправить ему посылку. Но вскоре та вернулась нераспакованной, а следом за ней пришло извещение, что он пропал без вести. Деревенский паренек из Новоникольска, добровольцем ушедший на фронт, так и остался навсегда семнадцатилетним.

Фото: пресс-служба главы Ачинска

Светлая память!

Рядом с Николаем Конычевым поисковики отрядов «Бельский рубеж» и «Ратное поле» обнаружили прах еще одного красноармейца 78-й Добровольческой. Но узнать имя бойца не удалось – при нем не было медальона. Отделить друг от друга останки двух солдат не смогли. Их так и похоронили вместе 21 августа 2014 года.

Николая Конычева и неопознанного воина – на кладбище деревни Новоникольское, а Захара Муравьева – в секторе «Воинские захоронения» Бадалыка.

Попрощаться с сибиряками-героями пришли их родные и друзья, представители администрации, ветераны, военные и поисковики. В последний путь красноармейцев провожали под ружейные залпы и военный оркестр.

- Светлая память погибшим! – говорит внучка Захара Муравьева. - Мне очень хотелось бы, чтобы все люди, которые потеряли родных во время войны, нашли своих близких. Ведь сейчас на полях сражений осталось много солдат, которые не найдены и не похоронены.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/121719-70-letiju-pobedy-posvjaschaetsja-zaschitit-k

Свидетельство участника экспертной комиссии
Рецензия на методическую разработку
Опубликуйте материал и закажите рецензию на методическую разработку.
Также вас может заинтересовать
Свидетельство участника экспертной комиссии
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
У вас недостаточно прав для добавления комментариев.

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться на сайте. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

 

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки