- Курс-практикум «Педагогический драйв: от выгорания к горению»
- «Труд (технология): специфика предмета в условиях реализации ФГОС НОО»
- «ФАООП УО, ФАОП НОО и ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ: специфика организации образовательного процесса по ФГОС»
- «Специфика работы с детьми-мигрантами дошкольного возраста»
- «Учебный курс «Вероятность и статистика»: содержание и специфика преподавания в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО»
- «Центр «Точка роста»: создание современного образовательного пространства в общеобразовательной организации»
- «Навыки успешного разрешения споров»
- «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования»
- «Каллиграфия: основы формирования и развития навыков письменной выразительности»
- «Основы конфликтологии и урегулирования споров с помощью процедуры медиации»
- «Медиация: техники и приемы урегулирования споров»
Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014
- Бесплатное свидетельство – подтверждайте авторство без лишних затрат.
- Доверие профессионалов – нас выбирают тысячи педагогов и экспертов.
- Подходит для аттестации – дополнительные баллы и документальное подтверждение вашей работы.
в СМИ
профессиональную
деятельность
Конспект урока Архипелаг ГУЛАГ «А. И. Солженицына»
II. Их анализ и обсуждение
III. Подведение итогов
Домашнее задание
«Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына
Цели урока: познакомить учащихся с художественно-историческим произведением Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»
Оборудование урока: портреты и книги А.И. Солженицына
Методические приемы: лекция с элементами беседы
Ход урока
«Но и когда уже будет написано,
прочтено и понято всё главное об Архипелаге ГУЛАГе,
- еще поймут ли: а что была наша воля?
Что была та страна, которая десятками лет таскала в себе Архипелаг?»
I. Знакомство учащихся с адаптированным для школьной программы вариантом «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына.Чтение заранее подготовленных отрывков из книги.
II. Анализ и обсуждение
Я не знаю, можно ли назвать Архипелаг ГУЛАГ Александра Исаевича Солженицына книгой… Это плач! Вопль! Миллионов людей, которые не успели, не смогли или попросту не захотели покинуть Родину ради спасения.
Кем они были? Простыми рабочими с заводов? Студентами, которым было не суждено закончить университет? Ворами? Бездомными, которые случайно привлекли внимание? Почетными профессорами, якобы запятнавшими свою репутацию? А может быть твоим соседом с лестничной площадки? Все они были рождены и воспитаны Советским союзом, который для некоторых из них отвёл свой собственный срок.
За что? В чем виноваты? Убийство? Предательство? Воровство? Чрезмерная злость? А может быть за попытку сказать правду? Мог ли кто-нибудь из них заслужить подобное наказание... Они жили в стране, будущее которой было в руках одного человека. Он мог родиться с этими людьми в один год, расти с ними на одной улице. Но даже после прочтения книги в голове не укладывается, ты не можешь понять, не хочешь верить в то, что виною всему случившемуся человек, созданный по «образу и подобию твоему».
Эти миллионы безымянных без вещей, без мыслей в голове со всех концов страны хлынули в ГУЛАГ. И мы никогда не узнаем ни их имен, ни фамилий, были ли у них семьи, были ли они счастливы. Время стерло их следы, однако книга А.И. Солженицына жива, всё в ней подчинено единому сердцебиению сотни тысяч людей. На её страницах пепел тех, кто сгорел в землях Архипелага, но у кого остались силы вспомнить…
Книга приоткрывает завесу той страшной тайны, о которой раньше полагалось молчать, для которой будто бы не было места. Долгое время имена этих 227 отважных людей были скрыты. Нам же повезло, время щедро подарило шанс узнать о невымышленных событиях и их невымышленных героях, дабы никогда больше не повторить случившегося... Это боль, разлом, надрыв, сплошь и рядом заполняющий всё пространство книги Александра Исаевича.
Сколько их было? Как одно такое малое пространство смогло вместить, захлопнуть двери и уничтожить столько человеческих судеб. Нет! Тяжело описать прочитанное, этого не перескажешь, на это способен лишь тот, кто шкурой своей, памятью, ухом и глазом вынес всё с Архипелага. Все чувства остаются у тебя в душе, долгое время не получается эмоционально успокоиться от пережитого в книге. Как хорошо, что ты не был участником всех тех событий и как больно, за тех, кто так и остался в недрах ГУЛАГа. Это беспощадная череда жутких, страшных событий, которые бессовестно мешают человека с грязью, ломают его (не физически, хотя и физически тоже). Этот поток человеческих судеб мелькает утебя перед глазами, словно вагоны сверхскоростного поезда и ты теряешь им счет…
Взяв в руки книгу, ты уже не можешь остановиться, как бы ни было неприятно читать, ведь нельзя получать удовольствия от того, что творили с людьми на следствиях, как их пытали, унижали, буквально выворачивали их наизнанку. Во имя чего? Псевдо идеи? Высшей цели? Советского блага? ГУЛАГ вершил свой собственный суд «самый гуманный суд в мире», где не было второго шанса… Далее человеку предстояло пройти через допросы, где его мнение, как не парадоксально звучит, не имело значения.
В лице следователей, судей и прочих подлых безжалостных винтиков этой огромной машины, которую описывает автор, с точность до всех мелочей и механизмов ее движения, ты понимаешь, что если бы хоть кто-нибудь из этих винтиковвдруг усомнился в справедливости этой системы, то тут же бы оказался на месте допрашиваемого им виновного, и вместе с женой и детьми отправился вслед за ним в паутину островов Архипелага.
Но аресты, допросы, были всего лишь одной стороной того мира, о котором предстояло узнать читателю. Как в таких нечеловеческих условиях удавалось выжить, не замерзнуть ночью, не умереть от голода, не погибнуть от истощения или болезни? Каждая деталь, сказанная автором, наполняет мир заключенных оттенками боли, надежды, отчаянья, свободы, веры… Дикая антисанитария в бараках на 500 человек; вынужденные волочить, таким образом, своё существования, их обитатели забывали про стыд; мельчайшие подробности человеческой физиологии; быт лагерников - описываются Солженицыным в какой-то неповторимой, пронизывающей до кончиков пальцев манере.
С одной стороны это статичное повествования, без намёка на импульс, взрыв, скачок, с другой стороны есть моменты, наверное, справедливо будет сказать, что для каждого читателя они будут свои, после прочтения, которых снятся жуткие сны… когда именно внутри тебя происходит надрыв, хочется крикнуть«Стоп!». Лагеря ломали судьбы сотен мужчин. Но Боже! Здесь женщины, дети, девочки. Эти девочки совсем молодые, быть может, такого же возраста, как ты сейчас, работающие на одном из кирпичных заводов ГУЛАГа. Не зная усталости, этигероини труда работали по 8 часов подряд, в одном и том же беспощадном темпе, босые… ради 300 граммов лишнего хлеба. И пускай автор оправдывает свои многочисленные рассказы о судьбах женщин тем, что они переносили эти зверские условия легче, но тебесамому не становится от этого легче… Один из ключевых вопросов книги Александра Исаевича «чтобы ты сделал, как себя повел, окажись на их месте? Смог бы ты сохранить хоть крупицу человечности вопреки времени и Архипелага?», на который, как мне кажется, должен попытаться ответить каждый…
Размышляя над прочитанным, мнехочется позволить себе некоторую вольность. ГУЛАГ – это не чума, губящая всё на своем пути, это нечто иное. Мне, как современному читателю, Архипелаг ГУЛАГ напомнил одну давнюю историю…
В мае 1962 года, Городской Совет Централии (Пенсильвания, США) нанял пятерых пожарных-добровольцев для очистки городской мусорной свалки. Пожарные, как они делали это в прошлом, подожгли мусорные кучи, позволив им прогореть некоторое время, потушили. Но из-за не до конца потушенного огня начали тлеть более глубокие залежи мусора, и, в конечном счёте, пожар распространился через отверстие в шахте на другие заброшенные угольные шахты под Централией. Попытки погасить огонь были неудачными.
В 1979 году местные жители узнали истинный масштаб проблемы, когда владелец бензозаправки вставил щуп в один из подземных резервуаров, чтобы проверить уровень топлива. Когда он вынул щуп, он оказался очень горячим — температура бензина в резервуаре была около 77,8 °C.
В масштабе штата внимание к пожару начало возрастать и достигло высшей точки в 1981 году, когда 12-летний Тодд Домбоскиупал в земляной колодец 1.2 метра шириной и 45 метров глубиной, который внезапно разверзся под его ногами. Мальчик к счастью был спасен.
В 1984 году Конгресс выделил более 42 миллионов долларов для подготовки и организации переселения горожан. Некоторые из семей остались. В 1992 году штат Пенсильвания потребовал разрешения на принудительное отчуждение всей частной собственности города, мотивируя это непригодностью зданий для использования. В Централии практически не осталось заселённых домов. Большинство зданий было снесено, и эта область теперь выглядит как луг с несколькими проложенными через него улицами. Большая часть города покрыта зарослями. Единственная оставшаяся в городе Церковь Святой Девы Марии Украинской греко-католической епархии еженедельно в субботу ночью проводит службу.
Единственными признаками пожара, который занимает площадь приблизительно в 1,6 км и распространяется по четырём фронтам, являются низкие округлые металлические паровые вентили на юге городка и несколько знаков, предупреждающих о подземном пожаре, неустойчивом грунте и угарном газе. Также можно увидеть дым и пар, исходящие из заброшенной части пенсильванской Трассы 61 (она была закрыта в 1990-х после того, как на дороге появились несколько больших трещин), в местах неподалёку от кладбища, расположенного на холме, и из других трещин в грунте, расположенных по всей территории города. Маршрут Трассы 61 был изменен, и была построена объездная дорога, которая идёт в стороне от покинутого города. Однако подземный огонь все ещё горит, и это будет продолжаться до неопределённого момента в будущем. Никаких попыток погасить огонь не предпринимается. Угля там достаточно, чтобы этот пожар длился ещё в течение 250 лет…
III. Заключение
Прошу прощения, за такое объемное лирическое отступление, но мне кажется, что ГУЛАГ - это тот самый пожар, который еще очень долго будет воспламенять споры, гореть в сердцах тех, кто будет его читать и тлеть в воспоминаниях тех, кто его уже прочел…
Сам автор определил «Архипелаг ГУЛАГ» как «окаменелую нашу слезу», реквием русской Голгофе.
Домашнее задание
Написать небольшое эссе о своих впечатлениях от прочитанного текста. Поразмышлять над автобиографическим аспектом «Архипелага…»
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/357749-konspekt-uroka-arhipelag-gulag-ai-solzhenicyn
БЕСПЛАТНО!
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
- «Организация и содержание деятельности инструктора по физической культуре в ДОУ»
- «Социально-психологическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении и тяжелой жизненной ситуации»
- «Организация обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС»
- «Особенности организации социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении»
- «Руководитель ДОО: принципы и подходы к управлению дошкольной образовательной организацией»
- «Деятельность школьного спортивного клуба в соответствии с современными требованиями»
- Организация и содержание деятельности младшего воспитателя в дошкольном образовательном учреждении
- Теория и методика преподавания технологии в образовательных организациях
- Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе
- Тифлопедагогика: обучение и воспитание детей с нарушениями зрения
- Методическое сопровождение реализации общеобразовательных программ. Организация деятельности учителя-методиста
- Образовательные технологии и методики обучения основам безопасности жизнедеятельности

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться на сайте. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.