- Курс-практикум «Педагогический драйв: от выгорания к горению»
- «Труд (технология): специфика предмета в условиях реализации ФГОС НОО»
- «ФАООП УО, ФАОП НОО и ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ: специфика организации образовательного процесса по ФГОС»
- «Специфика работы с детьми-мигрантами дошкольного возраста»
- «Учебный курс «Вероятность и статистика»: содержание и специфика преподавания в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО»
- «Центр «Точка роста»: создание современного образовательного пространства в общеобразовательной организации»
- «Риторические аспекты профессиональной коммуникативной деятельности современного педагога»
- «Игровые пособия для работы с детьми дошкольного возраста (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)»
- «Обучение английскому языку детей дошкольного возраста»
- «ИКТ-компетентность современного педагога»
Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014
- Бесплатное свидетельство – подтверждайте авторство без лишних затрат.
- Доверие профессионалов – нас выбирают тысячи педагогов и экспертов.
- Подходит для аттестации – дополнительные баллы и документальное подтверждение вашей работы.
в СМИ
профессиональную
деятельность
Психологическая реабилитация лиц, задействованных в ликвидации последствий ЧС
Выделяя различные категории лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и нуждающихся в реабилитации, необходимо относить к ним людей, задействованных в ликвидации последствий трагических событий. К этой группе, наряду со специалистами, осуществляющими непосредственно спасательные работы, относятся специалисты помогающих профессий — психотерапевты и психологи, работающие с людьми, пережившими экстремальную ситуацию.
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников № 20»
Консультация для воспитателей
Тема: «Психологическая реабилитация лиц, задействованных в ликвидации последствий ЧС»
К педагогическому часу №8
На 2020-2021 учебный год
Педагог-психолог:
Ковалёва Евгения Александровна
г. Михайловск, 2020г
«Психологическая реабилитация лиц, задействованных в ликвидации последствий ЧС»
В данной работе обсуждается тема вторичной травматизации и психологической реабилитации помогающих специалистов, описывается опыт участия в реабилитационной программе для психологов и психотерапевтов, работающих с посттравматическими стрессовыми расстройствами, а также представляются результаты анализа условий деятельности поисково-спасательных формирований МЧС России с последующими рекомендациями к организации реабилитационных программ для спасателей.
Выделяя различные категории лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и нуждающихся в реабилитации, необходимо относить к ним людей, задействованных в ликвидации последствий трагических событий. К этой группе, наряду со специалистами, осуществляющими непосредственно спасательные работы, относятся специалисты помогающих профессий — психотерапевты и психологи, работающие с людьми, пережившими экстремальную ситуацию.
Как известно, помогающая деятельность подразумевает повышенную личностную включенность и эмоциональную вовлеченность специалиста во взаимодействие с другими людьми. В результате профессионал оказывается подвержен значительным эмоциональным нагрузкам, которые существенно возрастают в работе с людьми, переживающими острые травматические и посттравматические стрессовые расстройства. Как следствие подобного участия, у специалиста становится вероятным возникновение особого состояния, названного «вторичной травмой». Данное понятие было описано в работах Karen W. Saakvitne & Laurie Anne Pearlman.
Вторичная травма, или «травма помогалыцика» (Vicarious Traumatization) — это изменения внутреннего опыта помогающего специалиста, которые возникают в результате его вовлеченности в отношения с клиентом, переживающим травматическое состояние. Это результат процесса сопереживания клиентам, столкнувшимся со смертельной опасностью, насилием, унижением, предательством, разрушениями, потерями и т. д., который приводит к изменению базовых представлений о мире.
Симптомы вторичной травмы практически идентичны проявлениям ПТСР, их разделяют на общие и специфические. Общие: у специалиста наблюдаются недостаток времени и сил для себя, нарушение отношений с близкими, социальная изоляция, повышенная чувствительность к жестокости, цинизм, глобальное ощущение отчаянья и бессилия, ночные кошмары. Специфические: происходит изменение мироощущения, духовных ценностей, ослабляются эго-ресурсы (развивается астениза- ция), снижается уверенность в своих способностях, а также проявляются изменения в сенсорном опыте — возможно появление навязчивых образов, диссоциация, деперсонализация.
Факторы, влияющие на возникновение вторичной травмы, включают в себя две группы. К первой группе относятся особенности рабочей ситуации специалиста: условия и режим работы, тип и количество клиентов, характер травматических расстройств, с которыми приходится иметь дело. Ко второй группе относятся особенности личности помогающего: его профессиональная идентичность, внутриличностные ресурсы, наличие внешней поддержки (близкие люди, профессиональное сообщество единомышленников), личная история (уровень собственной травматизации), жизненная ситуация в настоящем, личные стратегии преодоления трудностей.
Возможности преодоления вторичной травмы обеспечиваются двумя направлениями психологической работы: снижение уровня стресса (или психопрофилактика) и трансформация отчаянья.
Снижение уровня стресса проводится за счет развития самоосозна- вания и стимуляции заботы человека о себе на различных уровнях своего существования: физиологическом, психологическом, эмоциональном, духовном, профессиональном. На физиологическом уровне забота о себе может выражаться в регулярном и качественном питании, отслеживании своего соматического здоровья, посещениях врача, занятиях физическими нагрузками, получении сеансов массажа, достаточном количестве сна, отдыха, секса, в обеспечении себя комфортной и приятной одеждой и т. п. На психологическом уровне она может проявляться в выделении достаточного времени для саморефлексии, для встреч с личным психотерапевтом, в ведении психологического дневника, выделении времени для занятий своим хобби, отслеживании и регуляции своих границ (например, позволении себе отказывать другим людям в их просьбах) и т. д. На эмоциональном уровне это может быть общение с приятными людьми, совершение подарков самому себе, позволение любить себя, позволение на проявления своих эмоций — смех или слезы, общение с детьми и т. д. Забота о своем духовном состоянии может выражаться в поездках на природу, в выделении времени на религиозные обряды, переживаниях моментов вдохновения, общения с искусством и т. п. Забота о своем профессиональном существовании заключается в поиске баланса между работой и личной жизнью, создании удобных условий работы, запросе и получении супервизор- ской поддержки, отстаивании своих финансовых интересов и т. д.
Трансформация отчаяния — видимо, более сложная задача. Особенно усложняется эта задача при переработке последствий террористических актов, где люди являются источником опасности, в результате чего подрывается базовое доверие к миру и окружающим. Достигать ее можно такими путями, как: поиск смысла во всем происходящем (как в значительных, так и в обыденных событиях жизни); стремление бросать вызов негативным убеждениям и отчаянию; действия по созданию сообщества (поиск единомышленников и передача своего опыта и своих взглядов другим людям).
В современных условиях, когда увеличивается количество чрезвычайных ситуаций социогеной природы, возникает необходимость в специальной подготовке помогающих специалистов для работы с последствиями террористических актов, а также в создании специальных возможностей для их обеспечения психологической поддержкой. Эти возможности, например, могут принимать форму реабилитационной программы для помогающих специалистов (специалистов ППБ).
Автор данной статьи имеет опыт участия в проекте «Развитие региональной рабочей сети по оказанию психологической помощи пострадавшим в результате конфликтов в горячих точках», реализованном на протяжении 2002 года в Северо-Кавказском регионе Институтом психотерапии и консультирования «Гармония» (Санкт-Петербург) при поддержке института «Открытое общество (Фонд Сороса). Россия».
Проект проводился в четырех городах: Владикавказе, Махачкале, Минеральных Водах, Ростове-на-Дону. В каждом городе была сформирована группа в количестве 20 человек из специалистов — психологов и психотерапевтов, — работающих с пострадавшими. Для каждой группы путем проведения нескольких серий из пяти-четырехдневных сессий в течение года реализовалась программа, состоящая из двух блоков — реабилитации и супервизии (200 часов). В рамках программы 17—19 мая 2002 года была также проведена Всероссийская конференция «Война и травма», а также опубликованы следующие материалы: «Методическое пособие по работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами» и ин формационно-методический справочник «Конфликт и травма».
Целью реабилитационной работы являлась проработка специалистами собственного травматического опыта, возникшего или актуализировавшегося в процессе оказания психологической помощи людям с ПТСР, т. е. вторичной травматизации. Структура реабилитационной программы соответствует структуре психологической работы с людьми, переживающими ПТСР, и включает три основных этапа: создание безопасной атмосферы, проработку травматического опыта и интеграцию нового опыта в личную и профессиональную жизнь. Супервизорская практика проводилась в групповом формате — 2 дня каждая сессия, которая следовала за реабилитационной сессией.
Благодаря участию в данном проекте осуществилась возможность взаимодействия со специалистами МЧС из состава поисково-спасательных служб Северо-Кавказского и Северо-Западного регионов России. Взаимодействие со спасателями включало в себя индивидуальные беседы и наблюдение за организацией деятельности поисково-спасательных служб (ПСС), в том числе во время выездов на ЧС. Опыт общения со спасателями, среди которых находились участники событий в Буденовске, а также террористических актов в других городах Северного Кавказа (Ессентуки, Каспийск и др.), позволяет зафиксировать следующие наблюдения.
Рассмотрение ситуации с позиции личности специалиста МЧС показывает, что у спасателей проявляются симптомы ПТСР. У них существует потребность в психологической реабилитации. Одновременно с этим сильно выражено недоверие «приходящим» специалистам-психо- логам, большее доверие вызывают коллеги, находящиеся в зоне ближайшего окружения, которые готовы обсуждать травматичные темы. В резкой форме проявляется внешнее сопротивление первому обращению к травматическому опыту (агрессия, недоверие, цинизм, отстранение), но действует оно непродолжительно — при условии возникновения контакта с собеседником происходитпостепенное личностное раскрытие. Динамика контакта амбивалентна: периоды доверительного отношения сменяются отстранением. Доверившись, человек начинает проявлять обостренную потребность во внимании и чувствительность, которая может принимать форму зависимости (или переноса). Обращение к травматическому опыту актуализирует мощный подавленный материал и провоцирует кризисное состояние. У опытных спасателей существуют собственные схемы совладания со стрессом. Наряду с широко распространенной алкоголизацией используются конструктивные внешние и внутренние ресурсы: вкусная пища, общение с женщинами, игра на гитаре, рыбалка, безделье, спорт, секс, уединение в горах и т. п. Большое значение имеет психологическая атмосфера в отряде. Так, дежурство в смене с проверенными, вызывающими доверие людьми существенно понижает уровень стресса как в режиме ожидания, так и в работе по ликвидации ЧС.
Рассматривая ситуацию с позиции организации деятельности ПСС (на примере ПСС Северо-Кавказского и Северо-Западного регионов), можно видеть, что психологическое сопровождение деятельности поисково-спасательных отрядов практически не осуществляется. Единичные контакты психологов со спасателями сводятся к проведению психодиагностических процедур (получение информации) или теоретическому обучению (предоставление информации), которые в большинстве случаев воспринимаются спасателями с равнодушием или неприятием. Основная причина — отсутствие обратной связи, диалога, или, другими словами, субъект-субъектных отношений между специалистами МЧС и психологических служб. Отсутствие этих условий делает невозможным реализацию первого и основного принципа психологической переработки травмы — построение безопасной атмосферы, которая позволит обращаться к болезненному травматичному материалу. В некоторых отрядах отсутствует помещение,приспособленное для обучения, не говоря о помещении для психологической работы, которое требует особой обстановки. При попытках организации психологических мероприятий остро ощущается недостаток соответствующих установок со стороны администрации. Встречи с психологом не предваряются соответствующими комментариями со стороны руководства, что создает впечатление недостатка поддержки данного вида работы в отряде со стороны начальства.
На основе опыта ведущей реабилитационной группы, супервизора и наблюдателя, а также участия в НИР «Разработка комплекса психопрофилактических мероприятий, направленных на сохранение психического здоровья у лиц, вовлеченных в чрезвычайные ситуации» на базе ВЦЭРМ МЧС России, можно предоставить следующие рекомендации к организации программ психологической реабилитации для лиц, задействованных в ликвидации последствий ЧС. Программа психологической реабилитации для спасателей должна соответствовать следующим условиям:
1. Доступность помощи специалиста (психолога, психотерапевта). Обращение к травматическому опыту провоцирует ощущение беззащитности, уязвимости, небезопасности, что формирует временную зависимость от помогающего специалиста. Поэтому, приступая к реализации реабилитационной программы, помогающему специалисту необходимо учитывать вероятность возникновения кризисного состояния и обеспечить спасателям возможность встречи с ним так часто, как это потребуется. Должна существовать возможность длительного контакта.
2. Первостепенной задачей реабилитационной программы должна являться активизация внутренних ресурсов. Обращение к травматическому опыту актуализирует интенсивные страдания. Чтобы не потерять ощущение контроля над своим состоянием, человек должен иметь навыки обращения к собственным ресурсам. Поэтому задача формирования и активизации резервов психики должна являться приоритетной по отношению к задаче переработки травматического опыта. Автор идеи«Активной реабилитации спасателей» — А. И. Гофштейн (40-й Российский центр подготовки спасателей) — и вовсе утверждает, что суть психологического воздействия активной реабилитации должна заключаться в том, чтобы, не затрагивая травматичный опыт прошлого, периодически инсталлировать в психику специалиста значительную дозу позитивных эмоциональных переживаний, которые будут восстанавливать состояние эмоционального гомеостазиса, уравновешивая негативные переживания спасателя МЧС. Как средства позитивного воздействия он выделяет обучение новым знаниям и практическим профессиональным навыкам в природных условиях, специальные тренировки, купание в озере, рыбную ловлю, любительские соревнования, песни и разговоры у костра, туристические прогулки, обстановку поддержки и уважения друг к другу, юмор и т. п. По утверждению самих спасателей, повышение профессионального мастерства приводит к снижению общего напряжения и уровня профессионального стресса.
3. Реабилитационная программа как форма плановой психологической помощи должна предполагать сочетание с методами экстренной психологической помощи. После работы на масштабных и разрушительных ЧС у спасателей повышается вероятность обострения стрессовых расстройств. Понятно, что в таких условиях оказывается востребован метод кризисной интервенции или его групповая форма — дебрифинг, нацеленный на отреагирование и переработку недавно полученной травмы.
4. Структура реабилитационной программы должна учитывать особенности региона, для которого составляется. Как известно, в различных регионах страны различаются режим деятельности ПСС, интенсивность нагрузки (количество спасательных работ на единицу времени) и характер преобладающих спасательных работ.
5. Реабилитационная программа должна являться частью общей административной политики, предписанной и поддерживаемой руководством ПСС. Данная политика, наряду с реабилитационной программой, должна включать в себя следующие элементы: организацию системы и условий обучения в качестве психопрофилактики; обще- организационные мероприятия с целью оптимизации психологического климата; налаженную систему информирования об изменениях в индивидуальном режиме деятельности спасателя; выработку и соблюдение этических принципов взаимоотношений внутри коллектива (поддержание атмосферы взаимного уважения в сочетании со строгой дисциплиной).
6. Осуществлением реабилитационной программы для спасателей может заниматься штатный психолог ПСС[1], при условии что он имеет специальную профессиональную подготовку в сфере работы с ПТСР, кризисными состояниями и другими стрессовыми расстройствами. Также для эффективной работы специалисту-психологу необходимо обладать определенными личностными качествами и высокой мотивацией. Как помогающий специалист, работающий с выраженными стрессовыми расстройствами, он должен быть обеспечен профессиональной поддержкой в форме супервизии, а также возможностями собственной реабилитации, направленной на переработку возникающей вторичной травматизации.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/452661-psihologicheskaja-reabilitacija-lic-zadejstvo
БЕСПЛАТНО!
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
- «Особенности разработки и реализации АООП с учетом образовательных потребностей обучающихся с РАС в соответствии с ФГОС»
- «Диагностика и коррекция речевых нарушений школьников в профессиональной деятельности учителя-логопеда»
- «Социальная реабилитация лиц, освобождённых из мест лишения свободы»
- «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): организационно-методические особенности подготовки обучающихся к выполнению нормативов»
- «Содержание профессиональной деятельности методиста: организация методической работы в дополнительном образовании детей»
- «Обучение музыке в школе: специфика организации образовательного процесса по ФГОС НОО и ФГОС ООО от 2021 года»
- Содержание и организация профессиональной деятельности по присмотру и уходу за детьми
- Профессиональная деятельность методиста дошкольной образовательной организации
- Организация и содержание деятельности младшего воспитателя в дошкольном образовательном учреждении
- Педагогика и методика преподавания информатики
- Теория и методика преподавания физики и астрономии в образовательной организации
- Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться на сайте. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.