Утро одной полянки
Это дневник. Всего одно утро одной воспитательницы. Что в этом может быть интересного? Прочитайте, и Вы обязательно улыбнетесь. Солнечное и счастливое настроение обязательно поселится в вас!
«Детский сад со всех сторон» №19(103)
Утро одной полянки
Ирина СВЕРДЛОВА, г. Ростов-на-Дону
8.00.
Дорога из дома в детский сад не так уж и длинна. Яркое, свежее утро, а я ощущаю себя уставшей загнанной многодетной домохозяйкой с неподъемным грузом домашних проблем. Пытаюсь настроиться на рабочий лад и вспомнить, какие занятия у меня сегодня. Почему меня так тянет на работу, в мою маленькую изостудию?
8.30.
Бегу мимо площадки, где гуляют наши дети. Весной прием детей ведется на улице — всем так нравится, и детям и родителям. Сердце замирает, сейчас начнется... И точно: «Аэлитовна идет!»: поднимают крик малыши. «Элина Виторовна, здравствуйте! — бегут вдоль ограды. Рисовать сегодня будем?» А собственно почему мне должно быть неловко? Детский сад в центре города, прохожие оборачиваются. Здороваясь с детьми, говорю им: «Тише, тише», а они недоумевают. Последним в углу площадки стоит Гриша - тихий неразговорчивый, застенчивый. Родители часто подолгу не приводят его в сад. Еще ни разу мне не удавалось его разговорить. Стоит к нему обратиться, как он быстро закрывает ладошками свои глазки, и таким образом прячется от всех. И вдруг этот Гриша громко и четко произносит: «Ирина Викторовна, я пришел, здравствуй». Ради этого стоило спешить на работу, это - как награда. Эй, мое плохое настроение, тяжелые мысли, где вы теперь?
Влетаю в помещение ДОУ — знакомые запахи, родные стены, еще бы! Скоро двадцать лет, как я работаю здесь и с каждым годом все с большим удовольствием. Наверное, я люблю свою работу или маленьких детей. А, может, я сама не состоялась как художник и не перестаю удивляться, насколько талантливы, эмоционально отзывчивы дошколята, если им создать условия для творчества, не мешать и лишь чуть-чуть помочь поверить в свои силы?
9.00.
Последние приготовления к первому занятию в средней группе. Сегодня нам предстоит знакомство с новой техникой живописи «по-сырому» из цикла «Игры с красками на листе бумаги». Я, как впрочем и дети, очень люблю занятия-игры, эксперименты с красками и другими материалами. Здесь изобразительная деятельность выступает в роли своеобразного инструмента, при помощи которого дети получают возможность самовыражения, а сам процесс увлекает настолько, что раскрепощает детей, живо меняет их настроение. Чтобы достичь эффекта гармоничности происходящего, я всегда использую элементы аромо-терапии и, конечно, музыку. Итак, выдавливаю на палитры синюю и желтую краски, смачиваю листы бумаги разного формата (пусть выбирают сами), приклеиваю их на столы при помощи губки. Столы сегодня сдвинуты так, чтобы получился один большой. Вода, кисти, салфетки — все готово. Проверяю свечу, помещаю ее в ароматическую лампу, сверху капаю несколько капель масла (сегодня это апельсиновое), не спеша выбираю кассету и отправляюсь в среднюю группу.
9.10.
Появляюсь в дверях, дальше пройти не могу — дети толпятся у входа в группу: «Я, я пойду в первой подгруппе!». Самые порядочные быстро убирают игрушки на место и тоже пристраиваются: «А что мы будем рисовать?». Как любят рисовать дети! И куда потом девается эта потребность, когда мы становимся взрослыми?
Дарина: «Я тебя люблю, дай я тебя поцелую. Чем ты так вкусно пахнешь? (запах апельсинового масла остался на руках). А волосы пахнут чем то другим (еще бы — Франция)».
-
А рукава надо подворачивать?
-
Да, сегодня утором мы играем с красками, — говорю я загадочно.
Занятия в изостудии проводятся по подгруппам, обещаю оставшимся детям, что скоро приду за ними.
-
Мы сегодня кто, птички или мышки?
Дорога в студию лежит черва музыкальный зал, раздевалку, холл. И хорошо бы пройти потише. - — Давайте, дети, мы сегодня будем маленькими гномиками. Утром в лесу тихо, свежо. Как гномики ходят по лесу? Вот так и мы пойдем.
Пришли, открываем волшебным ключиком дверь. Входите, гномики!
-
Ух, ты!
Дети рассыпаются и быстро находят каждый себе место за столом. Гриша сегодня решился, наконец, отказаться от самого маленького листа бумаги, выбрав довольно так и большой формат.
-
Ребята, гномики — это маленькие, добрые веселые волшебники. Они умеют делать чудеса. А, посмотрите, как много здесь волшебных предметов. Вот, что это у меня в руках?
-
Кувшинчик.
-
Да не простой, (поворачиваю аромолампу в форме кувшина отверстием к детям).
-
Ой, дырка, разбитый кувшин! — соображает Саша.
-
А что там внутри? (Прохожу мимо каждого.) Это свечка, давайте ее зажжем.
Дети замирают и следят за моими действиями—тишина.
-
Эта свеча поможет вам, гномики, сотворить маленькое волшебство. Давайте не будем гасить ее, пока не случится чудо.
Какое-то время никто не двигается, все смотрят на; свечу, и кто-то, замечает: «Она еще и пахнет!»
Нажимаю кнопку магнитофона, давая понять, что листочки давно уже ждут внимания. И я начинаю рассказывать сказку:
-
Ранним утром жила-была белая полянка. Ват она пред вами (бумага). Однажды к ней подкралась темнота, темно-темно синего цвета. Где у нас темно-синяя краска? Наберите ее побольше на кисточку, и слушайте дальше. Темнота проползла по одному краю листа, потом она прогулялась по другому, потом стала наступать все ближе и ближе к самой серединке...
Многие поняли, и уже начали самостоятельно работать. Подхожу к Вадику, который все смотрит на белый лист, и мы вместе, его рукой проводим широкие смелые линии вдоль края, вот так. Все рисуют, кто не спеша, поглядывая в мою сторону, кто торопливо пачкаясь. А Роберт «весь в процессе», он уже ничего не видит и не слышит, я замечаю, что почти весь его лист уже покрыт синим цветом. Но останавливать его нечестно. Так, сказку надо рассказывать побыстрее...
-
Посмотрите! Синяя краска медленно стремится все поглотить, темнота хочет покрыть не только лес, но и нашу белую утреннюю поляну. Темнота делает большой круг, колдует, колдует, и вот уже совсем маленькой стала полянка...
Что же делать? А посмотрите-ка, горит ли еще наша свеча?
Многие, невольно отвлекаются, тем временем я незаметно «спасаю» оставшиеся окружности от разгорячившихся детских пальчиков. Все оглядываются, сравнивают свои полянки—у всех они разные. Только Роберт не отвел взгляд, ему не до свечек. Вездесущая Рита взволнованно вскрикивает: «Роберт, что ты наделал? А у Роберта уже все в темноте!». Мальчик поднимает глаза, и только сейчас возвращается к нам.
-
А теперь поставьте быстро кисточки в стаканчики с водой, крепко сожмите кулачки, спрячьте их под стол, и скажите мне, что могут сделать гномики, если вдруг окажутся в темноте!
Умная Саша: «Они могут свечки зажечь!»
-
А что еще можно зажечь?
-
Фонарик можно достать из кармана и зажечь (Антон).
Миша (любимая тема для разговоров – папина машина):
-
Можно фары включить.
-
Молодцы, это вы хорошо придумали. Давайте поможем, каждый своему гномику, и зажжем желтый фонарик посреди поляны. Я думаю, темнота сразу же отступит. Помойте хорошо кисточки... Я не успеваю договорить, дети уже сами все сделали, быстро, точно действительно кого спасали. Роберта не смутило отсутствие полянки как таковой, и он тоже рисовал фонарик.
Я:
-
Посмотрите, что же происходит? Желтая краска проникает в синюю, она светится?... Уже не страшно, гномики?
Рита считает своим долгом доложить: «А у Роберта фонарик зеленый, посмотрите!».
Включаю музыку.
-
А разве не бывает зеленых огоньков или фонариков? Конечно, бывают.
-
Дети, а как же получилось, что у Роберта фонарик оказался зеленым?
Рита, Саша: «А он смешал синюю краску и желтую».
-
В нашем детском саду живут самые умные гномики! Все молодцы. Когда захотите рисовать зеленым, смешивайте эти два цвета — желтый и синий (незаметно погасила свечку).
-
Ой, посмотрите, погасла наша свечка. Зато все фонарики загорелись! Пора и нам занятие заканчивать, аккуратно несите свои фонарики сушить. Пусть полянки отдыхают.
Каждый бережно несет свое чудо, все раскладывается на полу. И мы еще раз любуемся фонариками, зажженными во всю полянку. У кого темнота получилась самой темной? У кого совсем не страшной? А у кого самый яркий фонарик? А самый необычный?
9.35.
Пора бежать за второй подгруппой. Самая трудная задача - увести детей в группу вовремя. Но я знаю, что торопить не надо, они не уйдут, пока не пощупают подеки (тестопластика) старших детей, не потрогают тюбики с новыми красками. На прощание Миша сообщает мне, что у него на картине не фонарик, а фара, другая просто не горит. А у Риты есть новые красивые заколки дома...
Выходя из студии, прошу детей изобразить свое настроение.
-
А хотите увидеть мое настроение? Растягиваю до предела рот и умиленно закрываю глаза. Я не вру: я очень довольна и счастлива. Мне тоже хорошо!
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться на сайте. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.





